Подлодки пятого поколения: чего от них ждать? Подводной лодке «Лада» приделали жабры Подлодка пятого поколения проекта калина.

Подлодки пятого поколения: чего от них ждать? Подводной лодке «Лада» приделали жабры Подлодка пятого поколения проекта калина.
Подлодки пятого поколения: чего от них ждать? Подводной лодке «Лада» приделали жабры Подлодка пятого поколения проекта калина.

Макет подводной лодки 5-го поколения «Калина» / Фото: bastion-karpenko.ru

Новейшая неатомная подводная лодка проекта "Калина" (пятое поколение) будет заложена в 2018 году, сообщил РИА Новости во вторник высокопоставленный источник в Военно-морском флоте (ВМФ).

"Проект "Калина" для нас безусловно актуален, этот проект должен быть очень удачный. Головную лодку заложим в 2018 году", — сказал собеседник агентства.

Справочная информация

«Калина» — название проекта неатомной подводной лодки 5-го поколения для ВМФ РФ. Лодки этого проекта должны заменить ДЭПЛ 3-го поколения.

Главным преимуществом лодок 5-го поколения «Калина» должна стать анаэробная воздухонезависимая энергетическая установка на основе двигателя Стирлинга модульного типа. Она даст возможность находиться под водой без всплытия для зарядки батарей значительно дольше, чем лодкам с классической ГЭУ. Её разработкой занимаются в ЦКБ МТ «Рубин», возможно с участием специалистов из ИИЦ «Стирлинг-технологии»

Техническая справка


Анаэробные энергетические установки на основе двигателей Стирлинга

Современные тенденции развития подводного флота свидетельствуют о необходимости оснащения неатомных подводных лодок (НАПЛ) воздухонезависимыми (анаэробными ) вспомогательными энергетическими установками.

Наиболее перспективным направлением в области создания анаэробных энергетических установок является использование в них двигателей Стирлинга. Б есшумность в работе, высокий к.п.д. (до 40%), многотопливность и значительный моторесурс современных двигателей Стирлинга (около 60 тыс. часов), позволяют рекомендовать его как универсальный двигатель для всех типов НАПЛ - малого, среднего и большого водоизмещения, а также для большинства типов подводных аппаратов, использование которых возможно в интересах геологоразведки, освоения континентального шельфа, экологического монито­ ринга, ликвидации последствий аварий на море и т.д.

Существующие типы анаэробных установок для подводных лодок


№ схемы Схема АНЭУ Топливо ПЛ, фирма
1 ДЭУ дизельное топливо+кислород "Малахит"
Россия
2 ЭХГ водород+кислород "212"
Германия
3 Двигатель
Стирлинга
метан+кислород "ИИЦ «Стирлинг-технологии»
Россия
4 Двигатель
Стирлинга
дизельное топливо+кислород Kockums
Швеция
5 ПТУ дизельное топливо+кислород Mesma
Фраеция


Инновационно-исследовательский центр «Стирлинг-технологии» является единственной в России компанией, специалисты которой имеют многолетний опыт проектирования анаэробных установок с двигателями Стирлинга для специальных объектов различного функционального назначения: объектов космического назначения, подводных технических средств и др. Технические решения защищены более 40 патентами РФ.

Специалистами компании разработана анаэробная энергетическая установка для перспективной подводной лодки XXI века на основе двигателя Стирлинга и сжиженного природного газа в качестве горючего.


Перспектиная неатомная подводная лодка с анаэробной установкой на основе двигателя Стирлинга и криогенных компонентов топлива (жидкий метан, жидкий кислород)

Анаэробные энергетические установки на основе двигателей Стирлинга, созданные специалистами ООО «ИИЦ «Стирлинг-технологии» защищены патентами РФ. ООО «ИИЦ «Стирлинг-технологии» владеет исключительными правами на использование данных технических решений на территории Российской Федерации.

5 Апреля 2014 года Данная новость была прочитана 18069 раз

"Калина" - российская подводная лодка пятого поколения с воздухонезависимой энергетической (анаэробной) установкой (ВНЭУ)

19 марта главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что проект по разработке неатомной подводной лодки пятого поколения получил название «Калина» , и напомнил, что новая субмарина получит воздухонезависимую энергетическую (анаэробную) установку. Повышение боевых возможностей неатомных субмарин, а также многоцелевых, как отметил Чирков, планируется обеспечивать за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов. Кроме того, «в дальнесрочной перспективе предусматривается создание подводных кораблей нового поколения на базе унифицированных подводных платформ», добавил адмирал.

Основу подводного флота ВМФ сейчас составляют подлодки третьего поколения. Субмарины четвертого поколения типа «Юрий Долгорукий» (проект 955, «Борей» ) и «Санкт-Петербург» (проект 677, «Лада» ) только начали поступать на вооружение флота. С мая 2010 года «Санкт-Петербург» находится на опытной эксплуатации ВМФ. К четвертому поколению АПЛ также относятся корабли проекта 885 «Ясень» . К 2021 году ВМФ планирует получить семь АПЛ «Ясень» .

Пионерами в мировой разработке ВНЭУ стали немцы, имеющие огромные традиции подплава и создавшие проект U-212/214 с анаэробной установкой. Разработку проекта «Калина» ведет Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» . О разработке предприятием подлодок пятого поколения гендиректор бюро Игорь Вильнит сообщал в прошлом году. «Формирование облика корабля следующего поколения началось и идет с учетом замечаний и предложений, которые поступают в ходе эксплуатации кораблей предыдущего поколения и головных кораблей новых проектов», - говорил он.

Он рассказывал о проведении научно-исследовательских работ с целью определения облика будущего корабля. Наряду с головным конструкторским бюро в этом участвуют профильные институты Минобороны и Военно-морского флота, а также контрагенты «Рубина» - основные разработчики гидроакустических комплексов, радиоэлектронного оборудования, ракетно-торпедного оружия.

Результатами такой работы стали создание проекта атомной подводной лодки «Борей-А» и модернизация проекта 636 для ВМФ РФ, улучшенный проект подлодки «Лада» .

Высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ заявлял ранее, что подводная лодка пятого поколения, разработка которой заявлена в госпрограмме вооружений (ГПВ) РФ до 2020 года, будет унифицированной как для баллистических ракет, так и для крылатых. Еще эти подлодки будут отличаться пониженной шумностью, автоматизацией систем управления, безопасным реактором и дальнобойным оружием.


Подводная лодка «Санкт-Петербург» (проект 677, «Лада» )

Разработку ВНЭУ планируется завершить в 2015-2016 гг. А в 2016-2017 гг., по словам Чиркова , первая новая подлодка будет построена для ВМФ. Экспериментальную установку установят на второй подводной лодке проекта 677 «Лада» . Первая лодка этого проекта «Санкт-Петербург» сейчас находится в опытной эксплуатации и использует обычную дизельную энергетическую установку.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных аналогов методом получения водорода. Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива.

Испытания воздухонезависимой энергетической установки должны были пройти в июне 2013 года на специальном стенде «Рубина» в Санкт-Петербурге. Как говорил источник в главкомате, осенью 2012 года установка была опробована на опытной подлодке «Саров» в акватории Белого моря, и «были выявлены определенные проблемы в работе ВНЭУ, ненадежность некоторых узлов и агрегатов».

Кроме действующего «Санкт-Петербурга» заложены «Кронштадт» и «Севастополь» . ВНЭУ должен получить «Севастополь» и «Санкт-Петербург» (при условии его удачных ходовых испытаний), а «Кронштадт» останется со старыми аккумуляторами, так как он в высокой степени готовности, и переоборудовать его еще не принятой на вооружение ВНЭУ не имеет смысла.

По словам председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игоря Курдина , в ряде стран, прежде всего в Германии и Швеции, проекты подобных лодок с ВНЭУ «реализованы в металле». «Во всем мире воздухонезависимые установки более известны как двигатель Стирлинга. Этот двигатель был запатентован более ста лет назад. Первая российская неатомная подводная лодка, на которой планировалось установить воздухонезависимую установку, была «Санкт-Петербург» . Но, к сожалению, этот проект не пошел. Поэтому были вынуждены сделать обычную дизель-электрическую подводную лодку. Сейчас она остается экспериментальной и должна пройти глубоководные испытания на Северном флоте», - рассказал Курдин .

По словам Курдина , подлодки пятого поколения будут делаться на базе «Санкт-Петербурга» , но главным будет создание воздухонезависимой установки, и «здесь есть большие трудности». «Создание воздухонезависимых установок - это единственный путь развития неатомных подводных лодок. Дизель-электрическим сто лет уже! Это «ныряющие» подводные лодки, потому что они вынуждены часто всплывать, чтобы производить зарядку аккумуляторных батарей. А воздухонезависимая установка позволит им оставаться под водой столько же, сколько могут атомные подлодки», - отметил эксперт.

В сравнении с АПЛ главным преимуществом подлодок с подобными установками Курдин считает их малошумность и более низкую цену.

«Атомные лодки - это турбины, а такую систему бесшумной никак не сделать. Даже такие технически развитые страны, как Япония, не имеют атомных подводных лодок, потому что считают, что это очень дорогое удовольствие. Поэтому дизель-электрические лодки должны быть заменены на подлодки с воздухонезависимыми энергоустановками», - уверен он.

Кроме этого Курдин напомнил про существующие ограничения. В Балтийском и Черном морях, согласно международным договорам, нахождение атомных подводных лодок запрещено (поэтому все атомные подлодки базируются на Северном и Тихоокеанском флотах), и «единственный выход - это создание лодок с воздухонезависимой энергоустановкой». Сейчас на Черном море у России осталась одна дизель-электрическая подлодка «Алроса» . «При том что Турция, член НАТО, имеет 14 подлодок. Соотношение далеко не в пользу России», - подчеркнул эксперт, предположив, что именно на Черном море будут прежде всего востребованы подлодки следующего поколения.

Он напомнил, что на прошлогоднем Международном военно-морском салоне была выставлена голландская дизель-электрическая подводная лодка «Долфин» . «Меня туда пригласили. Мне показали все, кроме кормового машинного отделения. По некоторым данным, у них там как раз установлена воздухонезависимая энергетическая установка, что является большим секретом, поэтому они нам ее и не показали», - полагает Игорь Курдин .

В свою очередь директор программы ПИР-центра по обычным вооружениям Вадим Козюлин согласен, что для России эта технология «исключительно необходимая». «К сожалению, для России она пока недоступна. Первые здесь немцы. Такая же технология есть у французов. Но, естественно, делиться ей с нами они не будут, поэтому нужно доходить своим умом. Это по силам сделать, так что названное Чирковым время и будет потрачено на то, чтобы приобрести эту технологию. Научный потенциал у России серьезный. За последние 20 лет военные технологии ушли вперед, а все это время флот был в роли падчерицы», - сказал Козюлин .

По его словам, технология создания подобных силовых установок для России считается приоритетной, а для «данного проекта - ключевой». «Эта технология позволяет подводной лодке находиться под водой до двадцати, а то и более суток», - отметил он, предположив, что подлодки будут востребованы на всех российских флотах.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Новости ВПК .

Другие новости по этой теме на сайте :

23.02.2014
16.03.2013
27.09.2012
18.09.2012.
10.09.2012.
18.08.2012
26.05.2012
26.04.2012

Еще в сентябре нынешнего года неназванный «высокопоставленный представитель командования Военно-Морского флота РФ», под которым без труда угадывался либо сам главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков либо один из его заместителей, уверенно заявил РИА «Новости»: «Серия из шести подлодок проекта 636.3 для ЧФ станет последней».

Уточним — не последней для Черноморского флота, а вообще последней, поскольку строительство многоцелевых дизель-электрических подводных лодок этого проекта («Варшавянка»), которое длится уже около полувека, решено прекратить. Далее, после 2020 года, как было сказано, на флот по плану должен пойти новый проект неатомных подводных лодок — «Калина». Над ним сейчас напряженно работает питерское ЦКБ «Рубин».

Принципиальное отличие перспективной «Калины» от «Варшавянки» — анаэробная воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ) и литий-ионная аккумуляторная батарея (ЛИАБ). Или двигатель, способный сутками работать под водой без доступа атмосферного воздуха. А это важнейший элемент скрытности для подводников. Поскольку с этими новинками не нужно слишком часто всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей, не нужно регулярно проветривать отсеки, в которых после долгого плавания в морских глубинах содержание углекислого газа в воздухе неизбежно достигает опасных для экипажа пределов.

Максимум трое-четверо суток подряд — вот время, которое могут непрерывно находиться под водой субмарины третьего поколения, к которым относится и «Варшавянка». Подлодки с ВНЭУ способны обходиться без всплытия раз в шесть-семь раз дольше. Таковы давно вошедшие в строй шведские подводные лодки типа «Гогланд», японские типа «Сорю», германские корабли проектов 212 и 214. Такой, надо полагать, в перспективе должна оказаться и перспективная российская неатомная подводная лодка «Калина».

Что ж, все в духе времени. Действительно удачным «Варшавянкам», самым малошумным в мире многоцелевым дизель-электрическим подводным лодкам (ДЭПЛ), вооруженным к тому же ставшим знаменитым на весь мир ракетным комплексом «Калибр», и впрямь давно необходима замена. Ведь они проектировались в том же ЦКБ «Рубин» почти полвека назад. Конструкторская мысль за минувшие десятилетия просто обязана уйти далеко вперед.

Однако внезапно в минувший четверг, 5 ноября, по случаю передачи Черноморскому флоту четвертой новенькой «Варшавянки», названной «Краснодаром», адмирал Чирков разом перечеркнул эти стройные рассуждения. Он заявил, что в Главном штабе ВМФ, оказывается, передумали и теперь намерены продолжить строительство именно «Варшавянок». Агентству ТАСС главком заявил: «Главное командование ВМФ рассматривает возможность строительства подводных лодок этого проекта (636.3) и для других флотов. В этом есть логика, так как подводные лодки проекта 636.3 обладают хорошей боевой эффективностью и эксплуатационными характеристиками».

Получается, в сентябре решение Минобороны и Главного штаба ВМФ было однозначным: «Варшавянки» больше не строим. У нас теперь есть кое-что получше". А в ноябре — внезапный поворот «все вдруг на обратный курс».

Столь резкая смена курса наших флотоводцев требует пояснений. По мнению опрошенных «Свободной прессой» экспертов-подводников и кораблестроителей, все дело в том, что со сменой для «Варшавянок» у нас давно не ладится. Несмотря на затраченные миллиарды, отечественной анаэробной установки для неатомной подводной лодки в России как не было, так и нет. Даже на подходе. И кроме кораблей устаревшего, но давно проверенного проекта 636.3 строить нам сегодня в этой области пока нечего.

Что широкой публике известно о работе ЦКБ «Рубин» над проектом «Калина»? Подозрительно мало.

Первое упоминание о «Калине» появилось весной нынешнего года. В июне 2015-го директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительный корпорации Анатолий Шлемов сообщил, что «в декабре 2014 года в ЦКБ „Рубин“ завершена научно-исследовательская работа „Калина-ВМФ“ в результате которой выполнен аванпроект перспективной многоцелевой неатомной подводной лодки с ВНЭУ и ЛИАБ в соответствии с тактико-техническим заданием Минобороны России».

Спустя несколько дней на Международном военно-морском салоне в Питере один из конструкторов ЦКБ «Рубин» отказался пролить хоть какой-либо свет на параметры будущей субмарины: «Это секретная информация. Никто об этом не знает и никто никогда не расскажет».

И это правильно, поскольку речь идет о новом оружии. Только ведь ссылками на военную тайну очень удобно прикрывать и собственные конструкторские неудачи. Не тот ли это случай?

Но продолжим анализировать сведения из открытых источников о работе над перспективными российскими неатомными подводными лодками. В 2014 году гендиректор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит заявил, что «Калина» станет боевым кораблем пятого поколения. Как уже сказано, проект 636.3 — третье поколение ДЭПЛ. Куда же пропало поколение № 4 наших подводных лодок?

А никуда. В теории оно представлено дизель-электрическими субмаринами проекта 677 «Лада». Которые в Главном штабе ВМФ много лет назад заранее назвали «принципиально новыми неатомными подводными лодками с двигателем замкнутого контура для действий в ближней морской зоне». Еще было сказано, что каждая из них сможет «в автономном режиме без всплытия находиться под водой по несколько недель».

По сравнению с «Варшавянкой» водоизмещение «Лады» конструкторы уменьшили в 1,3 раза (с 2 300 до 1 765 тонн). Сократили и численность экипажа — с 52 до 36 подводников. Зато еще увеличили скрытность плавания и максимальную скорость подводного хода (с 19 до 21 узла). Внесли и множество иных новшеств.

Словом, по всем статьям «Лада» должна была стать прорывом в будущее. В 2008 году ВМФ заявлял о планах принять на вооружение до 20 таких субмарин. Увы, по большому счету не принял ни одной. Головная — «Санкт-Петербург» — была спущена на воду в 2004 году и тут же потонула в море недоделок. Проблемы возникли с вооружением, с боевой информационно-управляющей системой «Литий», с гидроакустическим комплексом. Даже с двигателем, который никак не хотел выдавать более половины заявленной мощности. Хотя никакого «двигателя замкнутого цикла» на «Санкт-Петербурге» не было и нет. Стало быть, и этому кораблю не суждено «в автономном режиме без всплытия находиться под водой по несколько недель».

По сути — обычная ДЭПЛ. В 2010 году принята флотом в так называемую «опытовую эксплуатацию». Иначе говоря — отправлена на Северный флот для всякого рода конструкторских экспериментов.

Тем временем, на верфях застряли еще две «Лады». Первая названа «Кронштадтом», заложена в 2005 году. Вторую — «Севастополь» — начали строить еще через год. Ни одна не готова по сей день. Хотя и на этих субмаринах о ВНЭУ не идет и речи. Правда, «Кронштадт» обещают спустить на воду в декабре. Но с обычным двигателем. Время покажет, насколько реальны даже эти планы.

Одно можно сказать точно: на определенном этапе эта бесконечная канитель Главному штабу ВМФ сильно надоела. В 2012 году возник скандал. Прежний главком адмирал Владимир Высоцкий заявил: " Лада"? Этого корабля вообще нет, что про него говорить? Есть в опытовой эксплуатации подводная лодка «Санкт-Петербург», которая заявленные технические характеристики не показывает… Нам не нужны новые мозги с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же. В существующем виде «Лада» Военно-Морскому флоту России не нужна".

Утверждают, что именно это интервью стало поводом для отстранения Высоцкого от должности. Через три месяца 57-летний полный адмирал был отправлен в отставку. А его преемник Виктор Чирков тут же велел работы над «Ладой» возобновить.

Не жалеет ли он теперь об этом? Особенно, когда стало ясно, что в обозримой перспективе нам все равно придется пополнять флот старыми добрыми «Варшавянками»? Потому что больше нечем. Ведь даже если судьба проекта «Калина» сложится совершенно иначе — счастливо! — в этом возможно будет убедиться не ранее, чем через пять лет. А первые корабли нового проекта получить и того позже.

Правда, блеснула было надежда, что удастся довести до ума и «Ладу» (то есть строящиеся «Кронштадт» и «Севастополь»). В конце минувшего лета Чирков сообщил, что в 2015 году Россия приступит к испытаниям серийной подводной лодки с ВНЭУ. Дескать, ранее апробация новой силовой установки прошла на опытовой подводной лодке Б-90 «Саров».

Конец года уже наступил, а где же серийная подлодка? Где испытания?

Оптимизма попытались добавить неназванные «представители ВПК». 1 октября они заявили, что «в ближайшем будущем начнется серийное производство анаэробных установок, стендовые испытания которых признаны успешными». Если это так, с чего бы это главком ВМФ заговорил о продолжении строительства проверенных океаном и временем «Варшавянок»?

Где корни этих многолетних конструкторских неудач? Не претендуя на полноту обобщений, сошлюсь на свой давний разговор с заслуженным изобретателем РФ, доктором технических наук Николаем Кирилловым . По его мнению, мы долгие годы слепо копировали и продолжаем копировать опыт Германии в создании неатомных подводных лодок. На их субмаринах проектов 212 и 214 в двигателях замкнутого цикла использован водород. Со временем выяснилось, что это дорого и неэффективно. А сам путь — тупиковый.

Вариантом могли стать воздухонезависимые двигатели Стирлинга. По этому пути пошли шведы и японцы, чьи неатомные подводные лодки сегодня намного лучше германских. Правда, в Японии, оснастив двигателями Стирлинга первые шесть подлодок «Сорю», на остальные решили их не ставить, заменить литий-ионными батареями. Об этом недавно сообщило Defense News.

Как бы там ни было, но выходит, что за рубежом продолжают энергичные поиски лучших вариантов создания неатомных подводных лодок. Что мешает пойти по этому пути и нам, отказавшись от шаблонов?

Кирилов признался, что обсуждал эту тему с коллегами из ЦКБ ««Рубин». И вот что ему ответил один из собеседников:

— Мы за тридцать лет работы над водородными топливными элементами сожрали столько бюджетных денег, что если вдруг признать этот путь ошибочным, нас просто порвут на части.

Субмарина проекта 677 - прыжок в четвертое поколение

Китайское издание Sina.com рассказало своим читателям о трудной судьбе российской дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта 677 «Лада».

У лодки была блестящая перспектива. В 1997 году была заложена первая лодка «Санкт-Петербург». К 2020 году должны были построить 20 субмарин, которые относятся к четвертому поколению. «Лада» должна была стать главной ДЭПЛ, оттеснив на второй план «Варшавянок» проекта 636.6, а затем и вытеснив их из состава ВМФ.

Однако лодка строилась непозволительно долго. Еще дольше проходили ее испытания, результаты которых флот не устраивали, после чего начинались переделки… В результате первая лодка проекта была введена в опытную эксплуатацию в 2010 году. То есть через 13 лет после ее закладки.

Спустя два года после начала эксплуатации субмарины тогдашний главком ВМФ Владимир Высоцкий так оценил новую лодку: «Заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки „Санкт-Петербург". В существующем виде „Лада" ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги" с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же».

Вскоре было принято решение об окончательном закрытии проекта после достройки еще двух заложенных лодок - «Кронштадта» и «Великих Лук».

Да, «мозги» и все прочее у «Лады» отменное. В ней используется более 130 новейших образцов радиоэлектронных систем и приборного оборудования. Высокую эффективность имеет система боевого управления «Литий». Хорошей чувствительностью, избирательностью и обзором обладает гидроакустическая система, антенны которой расположены в передней части лодки и по бокам. На «Ладе» впервые на ДЭПЛ установлена новейшая навигационная система с повышенными возможностями ориентации. К минимуму сведены издаваемые лодкой шумы. «Варшавянку» в НАТО называют «Черной дырой», поскольку она обладает рекордной малошумностью. У «Лады» этот показатель еще выше. Как утверждают разработчики, более чем в три раза.

Но все эти достоинства перечеркнула неудачная энергетическая установка (ЭУ). Она не выдавала необходимой мощности, что приводило к неустойчивой работе силовых агрегатов. Не выдерживалась максимальная подводная скорость, которая должна достигать 22 узлов. Электродвигатели, работающие на вал, потребляли избыточную мощность, быстро разряжая аккумуляторы. А это требовало с повышенной частотой всплывать, чтобы дизель-генератор вновь зарядил аккумуляторную батарею. В общем, гневный посыл относительно ненужности «Лады» главкома ВМФ Высоцкого понять вполне можно.

Разработчики неоднократно дорабатывали проект, внося изменения в «Санкт-Петербург». Две другие субмарины проекта достраиваются уже по другому проекту, модернизированному.

Похоже, что с ЭУ все проблемы уже решены. «Санкт-Петербург» проявил себя наилучшим образом и во время испытаний, которые проходили после последней доработки лодки, и на учениях, обнаруживая противника раньше, чем другие субмарины.

В результате командование ВМФ сменило гнев на милость. Было принято решение о постройке еще двух лодок проекта 677. О причинах такой перемены настроений поговорим ниже.

Sina.com считает, что усилия, затраченные на создание «Лады» были не напрасными. Технические достижения, которые заложены конструкторами КБ «Рубин» в лодку четвертого поколения, постепенно и дозировано используются в «Варшавянке». В связи с чем характеристики «Черной дыры» улучшаются. И это зачастую проявляется на практике.

Так, сравнительно недавно во время совместных учений ВМФ Индии и США индийская «Варшавянка», оставаясь необнаруженной, подошла к американской атомной субмарине на расстояние торпедного выстрела. То есть последние модификации этой лодки уже можно отнести к поколению 3+, а то и 3++.

А теперь о причинах перемены гнева на милость в отношении развития проекта 677. Вполне понятно, что все прекрасные технические новшества лодки четвертого поколения, можно сказать, перечеркиваются необходимостью всплывать примерно раз в сутки, чтобы запустить дизель, который заряжает аккумуляторные батареи. Поэтому можно говорить лишь о кратковременной незаметности лодки, которая немедленно «засвечивается» после всплытия.

В ряде военных флотов эта проблема устраняется за счет использования воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Это позволяет лодке находиться под водой без всплытия 20−25 дней. Подводные лодки с ВНЭУ в настоящий момент эксплуатируются в ВМС Швеции, Германии, Франции, Японии, Израиля, Греции, Турции, Южной Кореи, Португалии, Бразилии, Малайзии, Чили. А первые из них появились в Швеции еще в 80-е годы прошлого века.

У России ВНЭУ до сих пор нет.

Правда, не все из перечисленных стран такие лодки строят сами. Большинство покупает у производителей, к которым относятся Швеция, Германия, Япония и Франция.

Существует 4 принципа построения ВНЭУ, значительно отличающиеся друг от друга. Но распространение получили два из них. Установки на основе двигателя Стирлинга, который работает за счет создания разности температур в рабочем теле, как правило, газе. Этот метод используют шведы и японцы.

И установки на основе электрохимических генераторов. В них энергия химической реакции преобразуется в электрическую. ЭХГ установлены на немецких лодках. Данный метод более предпочтителен в сравнении с использованием двигателя Стирлинга. ЭХГ компактны и вырабатывают большую мощность. Также они абсолютно бесшумны.

Именно этим путем уже долгие годы идут российские, а перед этим - советские, конструкторы. Периодически появляются известия о том, что создан и испытан работающий макет. И что в нем используется уникальный метод получения водорода (одного из реагентов для ЭХГ) при помощи риформинга дизельного топлива. И что опытный образец появится через год. И что через год начнутся испытания… Предпоследние вести из КБ «Рубин» о судьбе отечественной ВНЭУ появились весной 2015 года. Гендиректор КБ Игорь Вильнит сообщил, что завершились береговые испытания установки, и скоро начнутся морские. После их окончания установка будет полностью готова к внедрению.

Тогда в этот оптимизм не поверили. В связи с чем приговор о завершении проекта 677 на строительстве третьей лодки не был пересмотрен.

И вот теперь, похоже, дело по созданию ВНЭУ близится к завершению. В план добавили еще две лодки. Более того, в прошлом году заместитель главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Виктор Барсук на Восьмом международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге сделал сенсационное заявление: серия модернизированных подводных лодок проекта 677, оснащенных ВНЭУ, «будет очень большой». То есть по прошествии двух десятилетий все возвращается на круги своя. Правда, модернизация предполагает улучшение характеристик лодки за счет внедрения новых систем, поскольку приборное оборудование «Санкт-Петербурга» уже вряд ли можно считать новейшим.

В связи с этими перипетиями нелишне вспомнить о судьбе перспективной неатомной подводной лодки «Калина», которая должна бы стать субмариной уже пятого поколения. Этот проект разрабатывается также в КБ «Рубин».

Когда проект только затевался, принадлежность лодки к следующему, пятому, поколению объяснялась тем, что она должна быть оснащена ВНЭУ. В отличие от дизель-электрической «Лады» четвертого поколения. Ни о каких иных существенных отличиях никто не говорил. Вооружена теми же самыми торпедами и ракетами «Калибр». Гиперзвуковой «Циркон» не планируется. Высочайшая степень автоматизации процессов. И на «Ладе» он тоже высочайший - команда состоит всего лишь из 35-и подводников. Модульность оборудования? И на «Ладе» она есть. То же самое можно сказать и об уменьшении размеров лодки, благодаря чему минимизируются излучаемые ею поля. «Лада» на 30 с лишним процентов меньше «Варшавянки».

И вот теперь, когда у «Лады» наконец-то будет ВНЭУ, похоже, что «Калина» станет дублирующим проектом. Собственно, он уже давно готов к старту - КБ «Рубин» завершила разработку «Калины» в 2015 году. На периодически повторяющийся вопрос о том, почему лодка до сих пор не заложена, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов неизменно отвечает: «Потому что нет заказа от Министерства обороны». Разумеется, судостроители в получении заказа заинтересованы. Но небезосновательно можно предположить, что его и не будет. Потому что серия проекта 677 «будет очень большой».

Но вот очень хотелось бы получить от судостроителей внятный ответ на вопрос о том, чем же «Калина» будет отличаться от «Лады». Ведь обе лодки разрабатывались в одном КБ в одно и то же время - с 2010 года проект 677 претерпел существенные изменения по результатам опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга». Получается как на ВАЗе, где «Лада Калина» - это один автомобиль, а не два разных.

Проект "Калина".

1. Количество подводных лодок проекта: нет (планируются после 2020 года) .


2. Изображение проекта:


Нет данных.

3. Состав проекта: данных о планируемом количестве - нет

4. История проекта:


19.03.2014г. на сайте АО "ТВ Центр" появилась информация: "Российские разработчики приступили к проектированию неатомных подводных лодок 5-го поколения "Калина" . Об этом заявил главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Виктор Чирков, сообщает ИТАР-ТАСС. "В настоящее время уже ведутся проектные работы по созданию неатомных подводных лодок 5-го поколения. Жёсткие законы и правила кораблестроения требуют не допускать пауз в создании новых поколений подводных лодок", - сказал он. По его словам, новая субмарина "Калина" получит воздухонезависимую энергетическую установку. Сообщается также, что разработку проекта "Калина" ведёт Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин". Ещё в 2013 гендиректор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Вильнит сообщил, что "Рубин" приступил к разработке неатомных подводных лодок 5-го поколения. Чирков отметил, что повышение боевых возможностей неатомных и многоцелевых субмарин планируется обеспечивать за счёт интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов. Он подчеркнул, что "в дальнесрочной перспективе, которая сегодня учитывается в кораблестроительной программе, предусматривается создание головных и серийное строительство подводных кораблей нового поколения на базе унифицированных подводных платформ".

01.07.2015 на сайте РИА "Новости" появилась информация: "Директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительный корпорации Анатолий Шлемов рассказал, что в ЦКБ "Рубин" завершена научно-исследовательская работа "Калина-ВМФ", выполнен аванпроект подводной лодки с ВНЭУ и ЛИАБ. ЦКБ "Рубин" по заказу Минобороны РФ разработало аванпроект неатомной подводной лодки типа "Калина" с анаэробной (воздухонезависимой) силовой установкой, сообщил РИА Новости в среду директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительный корпорации Анатолий Шлемов. ЦКБ "Рубин" в последние годы занималось разработкой анаэробной, воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) и литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ), которые значительно увеличивают продолжительность нахождения неатомных подлодок под водой без всплытия. "В декабре 2014 года ЦКБ "Рубин" завершена научно-исследовательская работа "Калина-ВМФ" в результате выполнения которой выполнен аванпроект перспективной многоцелевой неатомной подводной лодки с ВНЭУ и ЛИАБ в соответствии с тактико-техническим заданием Минобороны России", - сказал Шлемов".

30.07.2015г. на сайте РИА "Новости" появилась информация: "Строительство неатомной подводной лодки пятого поколения проекта "Калина" начнется в России "сразу после 2020 года", сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в командовании российского флота. По словам собеседника агентства, подводная лодка получит новую анаэробную установку, разработка которой завершится в 2018 году. Созданием этой установки занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин". Перспективная российская анаэробная силовая установка будет использовать для работы водород высокой степени очистки. Он будет вырабатываться из дизельного топлива методом риформинга, то есть преобразования топлива в водородсодержащий газ и ароматические углеводороды, которые затем будут проходить через установку выделения водорода. Полученный водород будет подаваться в водородно-кислородные топливные элементы, где будет вырабатываться электричество. При такой схеме конструкторы рассчитывают получить способ практически бесшумной выработки электроэнергии, необходимой для питания бортовых систем и двигателей. Основным преимуществом подлодок с анаэробной установкой является возможность более долгого нахождения под водой по сравнению с обычными дизель-электрическими подводными кораблями. Последним требуется периодически всплывать на поверхность для запуска дизельных генераторов, которые вырабатывают электричество для зарядки аккумуляторных батарей, питающих электромоторы. Подлодки с анаэробными установками способны практически бесшумно передвигаться под водой. После 2018 года экспериментальная анаэробная установка будет смонтирована на второй подводной лодке проекта 677 "Лада" для испытаний. Как ожидается, энергетическая мощностью установки, разрабатываемой "Рубином", составит около 400 киловатт. Для сравнения, мощность иностранных анаэробных установок, например, немецких подводных лодок проекта Type 214 не превышает 120 киловатт, а шведских субмарин типа "Вестеръётланд" - 75 киловатт".

19.01.2016г. на сайте РИА "Новости" появилась информация: "Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 "Лада" больше строиться не будут, финансирование будет направлено на проект "Калина" (усовершенствованная "Лада" ), сообщил РИА Новости во вторник высокопоставленный представитель командования ВМФ России. "Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 "Лада" и на этом прекратить строительство. Все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Балтийского флота. Финансирование будет направлено на проект "Калина" , - сказал собеседник агентства".


5. Схема проекта:


Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


Нет данных.


7. Источники:


- "В России создадут неатомную подлодку 5-го поколения "Калина" (http://www.tvc.ru/news/show/id/34514).
- "В РФ разработан проект ПЛ "Калина" с анаэробной силовой установкой" (http://ria.ru/defense_safety/20150701/1107574182.html)
- "Подлодка пятого поколения получит анаэробную установку" (https://nplus1.ru/news/2015/07/30/kalina).
- "В России прекращено строительство подлодок проекта 677 "Лада" (http://ria.ru/defense_safety/20160119/1361783316.html).