Автомобили эпохи ссср: газ-м22 универсал "волга". Автомобиль «Волга» (22 ГАЗ) универсал: обзор, описание, характеристики и отзывы Газ 22 волга семиместный чертеж

Автомобили эпохи ссср: газ-м22 универсал
Автомобили эпохи ссср: газ-м22 универсал "волга". Автомобиль «Волга» (22 ГАЗ) универсал: обзор, описание, характеристики и отзывы Газ 22 волга семиместный чертеж

История создания

Спроектировал и построил эту машину-микроавтобус в конце 1970-х годов Алексей Никитович Арсеньев, ныне покойный. Работал он жестянщиком в гараже МВД и, как говорится, дело свое знал. При ремонте и восстановлении побитых автомобилей мастерство проявить, конечно можно, а вот творческий подход вряд ли найдет здесь применение. Видно, потому и появился этот микроавтобус — как выход творческой энергии его создателя. С виду автомобиль напоминает микроавтобус (так и записано в ПТС), но по внутренней компоновке он больше напоминает минивэн.


По задумке мастара построенный им микроавтобус должен стать большим и вместительным, но стилитически не должен отличаться от семейства "Волга" 21. За основу был выбран РАФ-977Д т.к. он был спроектирован на узлах и агригатах ГАЗ-21 Волга и имел несущий кузов. Оставалось совместить платформу от РАФа и кузов от ГАЗ-22. С этой непростой задачей мог справиться только опытный кузовщик с творческим мышлением и большим опытом, каким и был Алексей Никитович.

Экстерьер


Платформа (несущее основание) РАФа — практически без изменений. Вот только запасное колесо поменялось местами с бензобаком и перекочевало со средней части платформы, с ее левой стороны, под пол за задним мостом: закреплено там на откидывающемся ложементе. Бензобак же установлен на месте «запаски», а рядом с другого бока — еще один. У каждого — своя горловина: одна выведена на правый борт за входную дверь в салон, другая — на противоположную сторону. Волговский кузов от ГАЗ-22 «Универсал» подвергся довольно значительной переделке, особенно его передняя и задняя части.

Передок был укорочен, а задок, наоборот, — удлинен дополнительной вставкой, вырезанной тоже из другого кузова ГАЗ-22. При этом средняя часть была передвинута вперед до того положения, когда водительская дверь, как и у РАФа, находилась бы над передним колесом автомобиля. Освободившееся место между средней и задней частью заняла вставка от другого кузова. Стыки между вставкой и частями кузова очень аккуратно сварены изнутри (в этом А.Н.Арсеньев был действительно виртуоз) и тщательно заделаны снаружи. Стык же между передней и средней частями пришелся на переднюю дверную стойку и внешне не заметен.



Количество дверей уменьшилось — слева осталась одна водительская, а пассажирская — заварена и тщательно заделана. Волговский кузов был установлен на платформу РАФа, а силовые элементы (лонжероны и поперечины) той и другой конструкции были стянуты в нескольких местах стремянками и болтами. Чтобы прикрыть эти соединения, снизу к бортам кузова приварены юбки. Но эти элементы выполнены как обвесы и в маскировке шва не нуждались.

Интерьер


В передней части автомобиля, как и в РАФе, размещались два сиденья между которыми находился моторный отсек с силовым агрегатом ГАЗ-21А мощностью 75 л.с, прикрытым звукоизолирующей крышкой. Салон от передней части отделен перегородкой, но она не высокая и не создает впечатления разделения внутреннего пространства и служит скорее для усиления кузова, все-таки салон машины очень длинный. в салоне установлено два стационарных сиденья — одноместное, за сиденьем водителя, и трехместное, посередине салона от борта до борта. Спинка последнего отделяет от салона большое багажное отделение. Все боковые стекла опускающиеся, кроме самых задних багажных, а передние окна — с поворачивающимися форточками.

Рулевое управление — смешанное: «баранка» и колонка с валом — от «Волги», а червячный редуктор с сошкой и тягами — от РАФа. Тормозная система тоже от «рафика», кроме тормоза стояночного (он — от ГАЗ-21). Рычаг переключения передач у «Волги», как известно, находился на рулевой колонке, здесь же она на полу, как в РАФе. Приборная панель — волговская. Приборы освещения (как внутреннего, так и наружного) — волговские. Дополнительно установлены сзади красные световозвращающие катафорты, а впереди — противотуманные фары и еще боковые зеркала заднего вида.


ГАЗ-22 в простонародье называли «ГАЗ-21 универсал». Так было привычнее, и, с точки зрения обывателя, правильней, но данной модели присвоили свой, индивидуальный индекс. Причиной этому, скорей всего, послужило то, что с самого начала разработки машина не предназначалась для народного потребления, ее нельзя было купить, как ГАЗ-21. Таким образом, уже на стадии проекта «Волга» универсал приобрела негласный статус «спецмашины».

История появления «Волги» универсала

Можно сказать, что Горьковский автозавод вынудили разработать и наладить производство грузопассажирского ГАЗ-22, и инициатором этого выступило Министерство здравоохранения. Дело в том, что до начала шестидесятых годов в качестве автомобиля скорой помощи использовался ГАЗ-12Б, но его горьковчане уже готовились снять с конвейера. В связи с этим после обращения медиков к Министерству автомобилестроения ГАЗ получил указание разработать другую машину. Альтернативы, кроме ГАЗ-21, у заводчан не существовало. Собирать карету скорой помощи для «простых смертных» на базе уже выпускавшейся представительской «Чайки» было, как минимум, нерационально.

Впрочем, как позже выяснилось, наладить выпуск «универсалов» даже на основе ГАЗ-21 оказалось непросто и невыгодно: перестройка производственной линии под ограниченную партию медицинских машин грозила серьезными экономическими потерями для завода.

В свободную продажу «универсалы» выпускать было запрещено, чтобы не соблазнять советского человека возможностью заняться коммерческой деятельностью, не принятой в СССР. Поэтому чтобы хоть как-то минимизировать потери и увеличить масштабы производства, было решено на основе скорой помощи сделать еще и грузопассажирский вариант для торговых предприятий.

Опытные прототипы и предсерийные образцы изготавливались на базе ГАЗ-21 второй серии, однако в массовый выпуск, который начался лишь в 1962 году, пошли универсалы, собранные на основе уже выпускавшейся к тому времени третьей серии машин.

«Волги» 1-3 серии, в чем разница?

«Волги» первой серии выпускались с октября 1956 по ноябрь 1958 года, отличить их от последующих моделей можно было по передней части, выполненной в стиле Ford Mainline: решетка радиатора представляла собой три хромированных горизонтальных бруса, в центральной части которой находился медальон с пятиконечной звездой.

В 1958 году свет увидела «Волга» второй серии, в которой немного изменились бампера, передние поворотники, а задние фонари дополнили катафотами. Радиатор теперь прикрывала хромированная решетка с шестнадцатью вертикальными отверстиями.

В 1962 горьковчане подготовили к серийному выпуску третью серию ГАЗ-21. Несмотря на то что кузов у новой машины остался прежним, в ее внешнем облике появилась заметная легкость.

С бамперов совсем убрали клыки, и теперь хромировалась только верхняя их часть, а нижняя окрашивалась в цвет кузова.

Отверстия в решетке радиатора сузили, но теперь их стало больше - 32. С задних фонарей убрали металлическую, декоративную окантовку, теперь их полностью, включая катафот, отливали из пластика. Новая «Волга» лишилась своего брендового отличия: с капота убрали оленя, но зато подсветка заднего номерного знака приобрела форму парящей чайки.

Сложности производства

Конструкция автомобиля ГА3-22, по сути, представляла собой «полуновую» машину, собранную из двух частей: до средней стойки это был ГАЗ-21, а после нее шел новый кузов, разработанный с нуля. Поэтому для изготовления «универсала» требовалось дополнительное оборудование, в связи с чем на заводе был организован еще один производственный участок. Там с корпуса ГАЗ-21 срезалась задняя и верхняя части, и наваривались отштампованные кузовные детали «универсала», после чего машина вновь возвращалась на общую конвейерную линию для установки узлов, агрегатов и дальнейшей отделки.

Естественно, все это приводило к серьезным дополнительным затратам. ГАЗ-22 «универсал» в итоге получался довольно дорогостоящей машиной, приносящей автозаводу только убытки. Но выбора у производителя не было, страна нуждалась в таких автомобилях.

И не только скорая помощь

Начиная с 1965 года, автозавод стал выпускать ГАЗ-22Г - «экспортный вариант», отличавшийся от базовой модели улучшенным оформлением.

Вместе с основной моделью грузопассажирской «Волги» был спроектирован фургон, у которого задние окна заменили глухими металлическими панелями. Однако ставить такую машину на конвейер, в общий поток, было нецелесообразно с экономической точки зрения, поэтому выпуском фургонов занимались «газовские» ремзаводы. Там в стандартные кузова универсалов вместо окон вручную вваривались заглушки из металла.

В сравнении с базовым седаном универсал получился очень вместительной грузопассажирской машиной. Багажный отсек можно было увеличить благодаря складывающейся спинке заднего дивана.

Чтобы поднять общую грузоподъемность машины, на ГАЗ-22 были установлены более жесткие рессоры и новые шины увеличенного размера (7.10-15 дюймов). Такая модификация давала возможность одновременно перевозить водителя, одного пассажира и 400 кг груза либо пять человек и 176 кг багажа.

Задние двери - двустворчатые: одна часть (со стеклом) открывалась вверх, другая вниз, составляя при этом продолжение грузовой платформы.

На машинах, выпускавшихся с 1965 года, были усилены лонжероны, удлинены очистители стекол, а в ступицы колес установлены улучшенные подшипники.

Общие ТТХ

  • Габариты - 4810х1800х1620 (мм).
  • При полной загрузке машину можно было разогнать до 120 км/час.
  • Средний расход топлива составлял 11 литров/100 км.
  • Топливный бак рассчитан на 55 литров бензина.
  • Тормоза на всех колесах барабанного типа.
  • Привод - задний.
  • КПП - механического типа с тремя ступенями переключения.
  • Ширина передней колеи - 1410 мм, задней - 1420 мм.
  • Высота от самой нижней точки машины до дорожного полотна - 200 мм.

ГАЗ-22: двигатель

На машины, которые планировалось эксплуатировать внутри страны, устанавливался двигатель ЗМЗ-21/21А, представлявший собой четырехцилиндровую, рядную силовую установку общим объемом 2445 см куб. и мощностью в 76 л/с.

Экспортные машины комплектовались более сильным мотором (85 л/с) - ЗМЗ-21 Д/Е.

Оба двигателя имели карбюраторную систему питания и рассчитывались на бензин с октаном не ниже А-76.

Описание «Волги» универсал

Несмотря на то что переднее сиденье рассчитывалось на двух человек, там с легкостью мог уместиться и еще один пассажир. Педали машины аналогичны ГАЗ-21 третьей серии, в которой отсутствовала ножная кнопка насоса центральной смазки, стоявшая на первой и второй серии, зато ее место заняла «лягушка», включающая стеклоомыватель. Не обошлось, конечно, и без фирменного прозрачного спидометра, выполненного в виде сферы.

Часть автомобилей ГАЗ-22 «Волга» уходили с завода без традиционных радиоприемников, тем не менее, место под него предусматривалось, и чтобы не портить общий вид, его закрывали специальной вставкой, изготовленной из пластмассы.

«Запаска» вместе с нишей для хранения инструментов была спрятана под полом отделения для перевозки багажа.

Откидывающаяся спинка заднего дивана в поднятом положении закреплялась специальными резиновыми фиксаторами.

Область применения

Так как полноценного производства «Волги» универсал так и не было организовано, и автозавод мог выпускать только около восьми тысяч экземпляров в год, широкого распространения автомобили не получили.

Несмотря на то что ГАЗ-22, машина, которая из-за своей вместительности и грузоподъемности была бы очень желанной для многих потребителей, приобрести ее было невозможно даже по большому «блату». Основную массу универсалов, конечно же, забирали медики и предприятия торговли, небольшая часть автомобилей уходила в таксопарки.

Тем не менее даже при таком дефиците часть машин уходила на экспорт, причем не по заниженным ценам, как тогда было принято, а по полной себестоимости. И что важно, зарубежные эксперты весьма высоко оценили русскую грузопассажирскую «Волгу», рекомендовав ее для приобретения небольшим фермерским хозяйствам. Из недостатков были отмечены лишь несколько старомодный дизайн автомобиля и не слишком высокий уровень комфорта. Однако универсальность и практичность машины перекрывали эти недочеты. К тому же даже при своей полной стоимости автомобиль имел привлекательную цену для зарубежных покупателей, желающих заиметь в собственность такую дефицитную машину.

Кстати, экспортный автомобиль ГАЗ-22 благодаря своей репутации сделал хорошую рекламу продукции Горьковского автозавода, и следующая модель универсала, ГАЗ-24-02, пользовалась не меньшим спросом за рубежом, чем предшественник.

Слово "универсал" тогда еще было новым. В СССР универсальными считались анальгин, автомат Калашникова, зубной порошок и оберточная бумага - то, что на все случаи. На долю же легкового автомобиля таких случаев могло выпасть три: перевезти с комфортом пассажиров, доставить груз либо совместить первое и второе.

Анонсирован первый прототип ГАЗ-22 был в августе 1960 года. Его кузов получил силовую структуру задней части, длинную крышу, оригинальные задние двери и стекла, складывающуюся спинку заднего сиденья, багажный отсек. Масса кузова возросла на 100 кг, номинальная грузоподъемность - на 75 кг. Вся эта нагрузка, естественно, ложилась на рессоры задней подвески и шины. Поэтому рессорные листы универсала имели повышенную жесткость по сравнению с ГАЗ-21.

Универсал мог перевозить 5 человек (вместе с водителем) и 175 кг груза в заднем отсеке, а при сложенной спинке заднего сиденья - двух человек и 400 кг.

По разным данным, было собрано до пяти машин для опытной эксплуатации на ГАЗе и предприятиях Горького. Машины были сделаны в деталировке выпускаемой тогда второй серии ГАЗ-21 - с соответствующей решеткой радиатора, оленями на капотах, фонарями и подфарниками в тяжелых окладах, массивными клыкастыми бамперами. Для того, чтобы борт грузового отсека мог свободно откидываться, клыки заднего бампера были уменьшены по высоте. Таких клыков было изготовлено в два раза больше, чем экспериментальных ГАЗ-2, но все равно в наше время их уже не найти.


Параллельно с универсалом ГАЗ разработал еще две рабочие версии - машину скорой медицинской помощи 22Б и цельнометаллический фургон 22А грузоподъемностью полтонны. Первая должна была восполнить транспортный вакуум, образовавшийся в сфере здравоохранения после снятия с производства в 1960 году санитарной ЗИМ ГАЗ-12Б. Вторая - предназначалась для тех самых "малых партий". Всю эту линейку летом 1961 года выставили на ВДНХ.

ГАЗ-22 в народе упорно называли "универсал ГАЗ-21" . Так было понятнее тем более, приобрести "двадцать вторую" рядовому человеку в СССР не представлялось возможным. Обычная "Волга" (ГАЗ-21) - и та являлась пределом мечтаний, а универсал как идеальная семейная машина был мечтой даже за пределом государственной границы. Дело в том, что дополнительные потребительские свойства ГАЗ-22 - грузоподъемность и объем багажного отсека - давали бы простому советскому человеку возможности дополнительного заработка: обогащению от дачного участка, сверлильного станка, извоза и прочей индивидуальной трудовой деятельности. ПУстить такую машину в оборот торговли - значило пробить брешь в государственном устройстве. Путем несложного открывания задней двустворчатой двери универсал тут же превращался бы из личной машины в частную собственность, в средство производства. Частной собственности в действующей с 1936 года конституции СССР предусмотрено не было. Потому ГАЗ-22 и не являлся товаром народного потребления, его не продавали и не регистрировали на частных лиц.
Приобретение ГАЗ-22 было доверено гражданам только в начале 70-х, после снятия модели с производства и ее тотального вымещения из гаражей госучреждений (аналогичным образом отходили в частные руки и кареты скорой помощи).

Одно из немногих исключений было сделано для народного артиста Юрия Владимировича Никулина . В написанном им союзному правительству письме была доходчиво обоснована необходимость приобретения "Волги-универсала" для перевозки реквизита советского, а не какого-нибудь частного цирка. Неизвестно, в каком году было получено разрешение, но уже вво время съемок в фильме "Андрей Рублев" (1965-1966 годы) у Юрия Владимирович действительно появился черный красавец-универсал.


"Шофер на один рейс" (реж. В.Зобин, 1981 год)




В фильме "Шофер на один рейс" ГАЗ-22 получает самую значимую и осмысленную кинороль в своей истории. Знатной колхознице необходимо купить в Москве машину. В ее представлении - "Жигули" или "Москвич". Ее случайный попутчик настаивает: "Волгу" надо покупать, "двадцать первую-универсал". Пройдет, где хочешь, нагрузишь - сколько хочешь. Грузовик!".
Готовый слоган для памятника автомобилю! То есть и через 20 лет с момента начала производства и 10 лет после снятия ГАЗ-22, купленный по случаю его списания с автобазы, считался в СССР лучшей альтернативой сразу всем отечественным машинам.


СНАРУЖИ И ВНУТРИ

На переднем диване легко могли поместиться трое взрослых, но ОРУД-ГАИ пресекали такие попытки Педальный узел идентичен ГАЗ-21 третьей серии: уже нет педали насоса централизованной смазки, зато появилась "лягушка" насоса омывателя лобового стекла Знаменитый спидометр с прозрачной "сферой"
Серийный ГАЗ-22 выпускались в деталировке третьей серии "Волги" - с так называемой облицовкой "китовый ус" и "узкими" бамперами... ...а также с задними фонарями без тяжелого металлического оклада Так выглядит блок управления "климат-контролем". Пусть не столь эффективно дует, зато эффективно смотрится
Часть ГАЗ-22 не оборудовалась радиоприемников. Его масто занимала специальная пластмассовая вставка - редкая по нынешним временам деталь Выключатель внутрисалонного освещения расположен на правой - пассажирской - стойке Характерная для всех "Волг" того поколения выштамповка "росчерк молнии" на задних дверях
Запасное колесо и ниша для инструмента находились под ровным полом грузового отсека Складная спинка заднего сиденья фиксировалась к борту резиновыми запорами Самая характерная деталь в оформлении ГАЗ-22 - ручка нижнего борта с плафоном освещения номерного знака

Откинутая вниз нижняя створка задней двери могла служить площадкой для перевозки длинномеров или же походным столиком на привале
Все электроразъемы фар, поворотников и сигналов вынесены на передний щит Моторный отсек ГАЗ-22 идентичен ГАЗ-21 третьей серии Электромотор вентилятора печки вынесен из салона в моторный отсек - хоть он и редко вызывал нареканий, но обслуживать его удобнее именно под капотом
Интенсивность обдува радиатора изменялась створками жалюзи На всех ГАЗ-21/22 устанавливался генератор постоянного тока "Кастрюля" воздушного фильтра. В ней - фильтрующий элемент из капроновой лекски и 300 мл отработанного масла в качестве пылеулавливателя

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Схема автомобиля ГАЗ-22 "Волга"

Технические характеристики ГАЗ-22 "Волга" Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
Число мест 5 без нагрузки общий 1560 кг
Максимальная скорость 120 км/ч на переднюю ось 730 кг
Время разгона до 100 км/ч 34 сек на заднюю ось 830 кг
Паспортный расход топлива 11-13,5 л/100 км
Электрооборудование 12 V Дорожные просветы:
Аккумуляторная батарея:. 6СТ-55-ЭМ под передней осью 200 мм
Генератор Г-12 под задней осью 190 мм
Реле-регулятор РР-24
Стартер СТ21 Наименьший радиус поворота:
Прерыватель-распределитель РЗ-Б по колее переднего наружного колеса 6,3 м
Свечи зажигания А14У
Размер шин 7,10-15
Объем топливного бака 60 л
  • Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
  • Подвеска задняя: зависимаяна, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик
  • Тормоза: барабанные, с одноконтурным гидравлическим приводом, прямого действия
  • Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом включения
  • Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах, рычаг управления - на рулевой колонке
  • Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738
  • Карбюратор: К-22И, с 1960 года - К-105
  • Максимальная мощность: 70 л.с.при 4000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 167 Нм при 2200 об/мин

Автомобиль ГАЗ-22 известен широкой публике как машина с кузовом универсал. Серия производилась на Горьковском заводе с 1962 года по 1970-й. В салоне спокойно могли помещаться 5-7 человек за счет трансформирования кресел. Кузов делался из специального материала, который формировал несущую конструкцию.

За все время производства было создано несколько в свое время смог полностью удивить отечественных покупателей. Базой для «Волги» стал седан.

Изначально 22-я модель выпускалась специально для перевозки грузов и пассажиров. На ее основе производились такие машины, как модификация Б (скорая помощь) и А (фургон). Последователем модели стал ГАЗ-24-02 - один из наиболее популярных, к тому же он поступил на продажу на внутренний рынок. Последний достаточно часто встречается в настоящее время на дорогах в весьма хорошем состоянии.

История производства

Одновременно с созданием представленного седана разрабатывалась модель с кузовом универсал. Однако до серийного производства она так и не дошла. С конвейера сошел через некоторое время универсал, созданный на базе третьего поколения ГАЗ-21Р. На тот период уже существовали успешно созданные экземпляры. Они представляли собой «родителей» модели 21И. Выпускаемый ГАЗ-22 достаточно сильно отличается от оригинального седана, имеет свои особенности и преимущества.

В 1965 году началось серийное производство базовой модели, получившей название 22В. Она мало чем отличалась по внешнему виду от своего прототипа, но имела несколько иные технические характеристики. Некоторые экземпляры долгое время выходили в свет под названием ГАЗ-22Г.

Стайлинг этой модели имел улучшенные характеристики. Большая часть авто уходила в другие страны, так как производилась машина для экспорта. Но все же некоторые отсылались на внутренние рынки. Модель имела хромированные детали (речь идет о решетке радиатора, молдингах, поверхности под лобовым и задними стеклами) и поясные накладки. Эта «Волга» (универсал) была достаточно известной в

Небольшая характеристика

Весьма приличная (и впечатляющая) вместительность в салоне легко обусловливается некоторыми свойствами автомобиля. Во-первых, задние сиденья установлены так, что сложить их можно без особых усилий. Этот нюанс позволяет перевозить в машине крупные грузы. Во-вторых, большую роль играет и высокий потолок. Одно из главных отличий от седана - наличие более твердой пружины подвески. При перевозке двух пассажиров максимальная грузоподъемность машины ГАЗ-22 составляет 400 кг; если речь идет о перевозке сразу пятерых человек, то уместить автомобиль дополнительно способен не больше 180 кг.

Говоря об используемых материалах при сборке, следует сразу уточнить, что кузовная боковина полностью по качеству соответствует той, которая установлена на ГАЗ-21. У нее в ручном режиме отрезалась верхне-задняя часть, а вместо нее на заводе устанавливалась дверь.

Еще одно отличие от оригинальной модели - шины. Более новая получила устойчивый вариант покрытий.

Популярность машины

Автомобиль изначально не выпускался для продажи обычному покупателю. Все экземпляры распределялись между государственными организациями. Речь идет о больницах, милиции, таксопарках. Больше всего машину этой серии использовали таксисты для перевозки пассажиров с достаточно габаритным грузом. Также часто данные автомобили применялись в качестве санитарных машин.

Впервые ГАЗ-22 («Волга») стала личной машиной в 1964 году. Она была подарена Юрию Никулину для перевозки цирковых принадлежностей.

Из-за того, что автомобиль больше всего использовался в государственных организациях, на сегодняшний день встретить на дорогах «Волгу» данной серии достаточно сложно. Сохранилось мало моделей в подобающей форме. Это связано с тем, что материал, используемый при сборке, оказался слишком нестабильным.

«Волга» универсал, как и седан, поставлялась в другие страны, как бы ни показалось это странным, по Многие американцы, вопреки большому количеству минусов, отмечали хорошую вместительность, устойчивость на поворотах, прочность, долговечность и проходимость. Не оставляли без внимания и саму стоимость автомобиля.

Модельный ряд ГАЗ: модификация 22Б

Те экземпляры, которые создавались для больниц, имели специальные крепления для носилок. Это значительно облегчало работу врачам. Конечно же, производитель позаботился и о минимальном медицинском обеспечении. Передние сиденья в ГАЗ-22Б отделены от задних при помощи перегородки. Хорошее освещение и отопление - то, что отличало модель от других экземпляров этой же серии. Пренебрегать данными вопросами не имело смысла, ведь медицина - серьезная сфера жизни.

Фургон 22А

Впервые с конвейера 22А сошел в 1961 году. Средний и задний ряды сидений автомобиля не имели окон. К сожалению, в серийное производство машина так и не была запущена. Однако многие автомобильные заводы строили по этому образцу свои фургоны, доделывая их и совершенствуя с каждым новым разом. Их потребность объяснялась постоянной нуждой в транспорте для перевозки грузов.

Разработка модельного ряда

Достаточной частой практикой было создание пикапов из универсалов и седанов данной модели. Московский ремонтный завод (АРЗ) постоянно производил новые версии старых известных машин, добавляя угловатые платформы. Большая часть автомобилей была окрашена в шоколадный цвет. Наиболее качественными экземплярами являлись те, которые сходили с конвейера в Латвии. Здесь выпускались более законченные внешне машины. Им добавляли сложные платформы, благодаря чему они были более устойчивы к тяжелым грузам.

Те автомобили, которые были фургонами и пикапами, никогда не отличались особым качеством сборки. Их ресурс был невелик, а в личное пользование они никогда не продавались. Сейчас найти хотя бы одного представителя ГАЗ-22 (технические характеристики описаны ниже) данного типа практически не представляется возможным.

Известно, что изготовлялась «Волга» в качестве универсала с полным приводом. Одной из таких машин пользовался, по слухам, Леонид Брежнев для выезда на охоту. Помимо подобных средств передвижения, с конвейера сходили и просто переделки уже имеющихся экземпляров. Их постоянно дополняли и немного изменяли.

Технические характеристики

Производитель данной модели «Волги» - Горьковский автомобильный завод, что, в принципе, понятно из базового названия. Автомобиль принадлежит к классу E (иначе говоря, к среднему). Данный универсал имеет пять дверей и рассчитан на пять-семь человек. Если рассматривать различные комплектации, то можно уточнить, что «Волга» выпускалась с задним приводом, она была переднемоторной.

На автомобиль ставились три различных двигателя: мощностью 75 л.с. (для внутренней реализации), 85 л.с. и дизельный агрегат 58-65 л.с. (данные автомобили шли на экспорт). Коробка передач имеет четыре ступени, она механического типа и полностью синхронизированная. Бак рассчитан на 55 л бензина. Максимальная скорость, которую можно получить, не превышает отметки 115 км/ч. На 100 км съедает около 15 л топлива ГАЗ-22. Цена колеблется в пределах 150 тыс. рублей.

Разработка 22-й модели в игровой и сувенирной сфере

Так вышло, что масштабные в массовое производство не попали как в СССР, так и в России. Изначально они выпускались единицами, немного позже изготовлялись мелкие партии отдельными фирмами и компаниями, среди которых отметить можно располагающиеся на Украине (Херсон и Киев).

На данный момент сувенирные «Волги» производит китайская компания. Голландская фирма предоставляет за весьма высокую стоимость качественные экземпляры. Среди коллекционеров именно они считаются максимально приближенными к оригиналу копиями.

Фанаты компьютерных игр могут полюбоваться ГАЗ-22 в игре GTA. Здесь в каталоге находятся сразу три модификации, среди них такси и фургон. Также можно найти пикап модели ГАЗ-21.

Статья опубликована 10.12.2014 17:24 Последняя правка произведена 13.12.2014 07:02

ГАЗ-22 «Волга» являлся модификацией базового автомобиля этой марки ГАЗ-21 «Волга» так называемой третьей серии. Выпускался он с кузовом «универсал» и был грузопассажирским вариантам этой сверхпопулярной машины. Серийно он производился с 1962 по 1970 год в городе Горький (ранее Нижний Новгород) на Горьковском автомобильном заводе.

Опытные экземпляры этого легкового автомобиля среднего класса имели оформление автомобилей «второй серии», а серийные машины – третьей. При этом ни те, ни другие массово никогда не выпускались, и были предназначенные исключительно для работы в государственных организациях. Так, например, на базе ГАЗ-22 выпускался автомобиль скорой помощи ГАЗ-22Б, а так же фургон ГАЗ-22А.

Отличительной чертой этого автомобиля стала его вместительность и грузоподъёмность. Так при сложенном заднем сиденье в салоне этого «универсала» создавалась ровная площадка, на которой удобно было размещать габаритный груз. При этом высокий потолок в сочетании с этой площадкой позволял поместить внутрь автомобиля достаточно серьёзный предмет, например шкаф или холодильник.

Жёсткие рессоры автомобиля позволяли взять «на борт» пять человек, при этом можно было с собой перевозить до 176 килограмм груза, а в том случае, если же экипаж машины составлял всего два человека, вес сопутствующего груза увеличивался до 400 килограмм.

Интересной была технология изготовления боковины кузова ГАЗ-22. Дело в том, что для этого бралась штатная цельноштампованная боковина кузова ГАЗ-21 и у неё вручную срезалась задне-верхняя часть. Вместо неё же устанавливалась уже новая отдельно отштампованная деталь.

В отличие от базовой модели, на «универсале» устанавливались более грузопъёмные шины 7.00-15". Так же можно было на нём использовать шины и от автомобиля ЗИМ.

Как мы уже писали, приобрести ГАЗ-21 для личного использования в СССР было невозможно. Связывалось это во-первых с тем, что даже обычная «Волга» была доступна очень ограниченному кругу советских граждан, кроме того её модификация «универсал» позволяла за счёт своей грузоподъёмности заниматься различными видами индивидуальной трудовой деятельности, что в СССР, мягко говоря не приветствовалось.

Поэтому все выпущенные автомобили этой марки пошли в государственные организации, причём предпочтение отдавалось специальным службам: милиции, скорой помощи, газовой службе. Некоторое их количество работало в таксопарках, а так же в торговле. Частным же лицам эти машины не продавались, а если гражданину и удавалось как-то приобрести списанный в государственной организации подобный «универсал», его не регистрировали на его имя и он, соответственно, не имел права им управлять. Разрешили приобретать ГАЗ-22 советским гражданам только в начале 70-х годов, когда этот автомобиль сняли с производства и начали в массовом порядке их списывать с баланса государственных организаций.

До этого, в порядке исключения было разрешено приобрести такой автомобиль только одному советскому гражданину – имевшему всесоюзную известность народному артисту Юрию Никулину. Мотивировалось такое разрешение необходимостью перевозки Никулиным тяжёлого циркового оборудования. При этом, автомобиль в процессе эксплуатации им показал себя только с лучшей стороны, так иногда перекрывал завяленную по паспорту грузоподъемность в 400 килограмм практически в два раза.

В конструкции ГАЗ-22 были использованы все те же углы и агрегаты что и у седана ГАЗ-21 третьей серии: три варианта двигателя мощностью 75,80 и 85 лошадиных сил, такую же коробку передач и мост, при этом ходовая часть и оформление интерьера его было изменены под требования универсального кузова.

В 1965 году все «Волги» прошли через модификацию. Так на них усилили лонжероны, удлинили дворники, заменили подшипники ступиц, а так же поменяли индексы их моделей. Так базовый универсал стал именоваться ГАЗ-22В, а автомобиль, предназначенный на экспорт – ГАЗ-22М.


Санитарная же модификация автомобиля получила индекс 22Б. От других машин подобной серии они отличались наличием специального крепления для носилок в кузове, а также наличие мест для минимального медицинского оборудования. В отличие от других «универсалов» серии этот автомобиль имел отапливаемый, отделённый от грузового отсека салон, а так же хорошее освещение.

Внешне санитарные автомобили так же отличались: их окрашивали в белый цвет с красными опознавательными крестами, устанавливали на них матовые задние стёкла, фару-искатель в виде прожектора на левое правое переднее крыло, а так же опознавательный огонь на крыше с красным крестом.

Как и базовые автомобили ГАЗ-21 «Волга», его «универсальный» вариант ГАЗ-22 поставлялся за границу, в том числе не только в страны социалистического лагеря. Английский журнал «The Motor» даже выпустил в июле 1964 года он нём специальную статью, в котором хвалил его проходимость, вместимость, долговечность, а так же высокий запас конструктивной прочности. Из недостатков отмечалась старомодность дизайна, а так же малая динамичность машины.

В этой статье ГАЗ-22 рекомендовался для приобретения фермерам из-за его практичности и универсальности. Кроме того, автором статьи Рэбом Куком особое внимание обращалось на сравнительную низкую цену машины, которая составляла 998 фунтов с учётом налогов. При этом он критиковал отсутствие в советском автомобиле сервоприводов, устаревший дизайн, а так же ограниченные возможности по регулировки переднего дивана.

Так как ГАЗ-22 был своеобразным спутником ГАЗ-21, то его выпуск прекратился вместе с ним в июне 1970 года. В настоящее время на руках у населения имеется ещё достаточное количество этих «универсалов» разной степени сохранности. Находятся они и в музеях, например в автомобильном музее ГАЗа, где собранны практически все модификации ГАЗ-22.

Технические характеристики ГАЗ-22:

Производитель ГАЗ
Годы пр-ва 1962-1970
Класс Средний/Mid-size/E
Тип(ы) кузова 5-дв. универсал (5-7-мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Двигатели ЗМЗ-21/21А - I4, 2,445 л., 75 л.с. (экспортные версии 85 л.с. и зарубежные версии с дизелем Rover, Perkins и Indenor 58-65 л.с.)
Трансмиссия механическая, четырёхступенчатая, синхронизированная
Длина 4810 мм
Ширина 1800 мм
Высота 1610 мм
Колёсная база 2700 мм
Колея задняя 1420 мм
Колея передняя 1410 мм
Макс. скорость 115 км/ч
Грузоподъёмность 400 кг (при 2 пассажирах)
Расход топлива 13-16 л/100 км
Объём бака 55 л
Дизайнер Л. И. Циколенко, Н. И. Киреев