Рене Магритт. Мастер живописных ребусов

Рене Магритт. Мастер живописных ребусов
Рене Магритт. Мастер живописных ребусов

Рене Магритт. Бельгийский художник-сюрреалист, который прославился остроумными и необычно загадочными картинами. Его работам нет аналогов среди других известных сюрреалистических работ. Приятного просмотра

В группу сюрреалистов, которую возглавлял Андре Бретоном, Магритт вступил в 1927, ища поддержку после первой провальной выставки. В этой группе бельгиец не потерял свою индивидуальность, и обрел тот своеобразный стиль, благодаря которому узнаются его работы.

Сын человеческий

Опасные связи

Ностальгия

Картинам Рене Магритта характерен невозмутимый стиль. Предметы, изображенные Магриттом, в отличаются от других сюрреалистов (Дали, Эрнст),они почти никогда не теряют своей привычной формы: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. А заставлять задуматься призвано нестандартное сочетание этих предметов. При этом невозмутимость стиля усиливает удивление и погружает зрителя в поэтическое оцепенение, вызванное тайной вещей.

Проницательность (Автопортрет)


Черная магия 2

Препятствие пустоты

Песня любви


Цель Магритта- заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника больше напоминают ребусы, но ребусы, эти полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о сути бытия. Магритт говорит об обманчивости видимого, о его таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Несведущая фея

Стеклянный ключ


Трудный переход

Особую роль играют названия картин. Они всегда поэтичны и всегда, на первый взгляд, не связаны с самим изображением. Именно в этом видел их значимость художник. Он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины способствуют тому магическому удивлению, в котором Магритт видел предназначение искусства.

Империя света

Фальшивое зеркало


Свершение невозможного

Неизвестное

Большое семейство

Прекрасный мир

Великая война

Философия будуара

Память о путешествии.

"Интересное в этих картинах - это внезапно ворвавшееся в наше сознание присутствие открытого видимого и скрытого видимого которое в природе никогда друг от друга не отделяется. Видимое всегда прячет за собой ещё одно видимое. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Между тем, что мир предлагает нам как видимое, и тем, что это данное видимое под собой прячет, разыгрывается некое действие. Это действие зримо, и оно как борьба, и потому название «Большая война» воспроизводит его содержание с достаточной точностью."

(фр. Rene Francois Ghislain Magritte;родился – 21 ноября 1898, Лессин, умер – 15 августа 1967, Брюссель) - бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

На Рене Магритта смотрели с подозрением. Особенно врачи. Особенно психоаналитики. Те, кто не замечал за этим художником никаких психических отклонений, резко меняли свое мнение на противоположное после того. как знакомились с его творчеством.

Но в ответ на их поползновения сам художник не без сарказма утверждал, что лучшим пациентом для психоаналитика является другой другой психоаналитик. А популярнейшего в те времена Зигмунда Фрейда и вовсе не воспринимал всерьез. Зато продолжал рисовать яблоки место лиц, зеркала с фантастическими отражениями, гробы для сидящих покойников и другие странности и непонятности.

Детство и юность Рене провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой.

Рене Магритт “Сын человеческий”, 1964.

В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника. Когда нашли труп, голова его была тщательно обернута легкой газовой тканью.

Наверное по этому особое место в творчестве Магритта занимают лица, точнее – их отсутствие. Чаще всего лицо на портрете либо закрыто посторонним предметом, либо обернуто тканью, а то и просто вместо лица изображается затылок или другая часть тела.

М агритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве.

Н ачиная с 1916 года, Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, и покинул Академию в 1918 году. В это же время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967.

Грозила убийца – The Menaced Assassin – 1927

Д ля картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. На них изображаются обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. Невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.

В 14-летнем возрасте Рене встречает девочку по имени Жоржетта. Через несколько лет она становится его женой, возлюбленной, музой, соратником и другом – единственной женской моделью художника. Других женщин в его жизни не было. Прекрасное лицо Жоржетты неуловимо в картинах Магритта. Оно туманно и зашифровано, как ускользающая красота.

The Meaning of Night 1927

Ц ель Магритта, по его собственному признанию, - заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета - не сам предмет.

Он, подобно Дали и других сюрреалистам, переносил сны и мысли на полотно. но терпеть не мог, когда критики называли сюрреалистом его самого. “Я – магический реалист”, – говорил сам про себя Магритт.

В 18 лет Рене уехал учиться в Брюссельскую академию изящных искусств, где быстро понял, что для него переносить на холст детали реальной жизни – тоска смертная. Здесь он “заболевает” кубизмом и футуризмом в духе Фернана Леже, но излечивается, познакомившись с творчеством Макса Эрнста и Джорджо де Кирико.

Time Transfixed 1938

В ообще названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и никак, на первый взгляд, не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства.

В 1921 году Магритт был призван в армию, а через год, по возвращении к гражданской жизни, устроился для заработка рисовальщиком на обойную фабрику, где часами писал на бумаге розы в мельчайших деталях (розы станут позже одним из лейтмотивов его картин – символом роковой и небезопасной красоты – “Могила борца”, 1961). Потом вместе с братом он открывает рекламное агентство, которое позволило им вскоре забыть о насущных проблемах.

В 1930 году произошел разрыв с Бретоном. Магритт возвращается в Брюссель и вместе с Полем Дельво становится здесь одним из руководителей сюрреалистического движения. В этот плодотворный период деятельности Магритт создал ряд картин с таинственными и поэтическими сюжетами, в том числе и свою наиболее часто копируемую картину – “Состояние человека” (1935). Изображение моря в картине на мольберте, стоящем перед открытым окном, чудесным образом сливается с “реальным” морским видом из окна.

Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Сразу после войны, Магритт решил писать картины размашистыми мазками, в стиле Ренуара и Матисса, объясняя это необходимостью поиска радости в противовес общему пессимизму тех лет. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом “яркого солнца” (“plein soleil”). Но мотивы импрессионизма и фовизма в творчестве мастера картин-загадок не убедили публику и критику, и к 1948 году художник вернулся в собственный стиль.


“Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса, – писал он, – и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на ответ, искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается”. И еще: “Для меня мысль изначально состоит только из видимых вещей, и она сама может стать видимой, благодаря живописи”. Рене Магритт


В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. В их числе и картина “Голконда” (1953). Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Голконда – древний город в Индии, ставший синонимом несметных сокровищ и богатств, ведь именно здесь было найдено множество знаменитых алмазов и других драгоценных камней. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды.

В 1950-1960 годы картины Рене Магритта потрясли арт-ринок США, где целый сезон шли только его выставки. Деньги посыпались со всех сторон, но этот человек с лицом доброго аптекаря, как утверждали его близкие, остался верен себе: никакой богемы, скромное жилище, тихая мастерская и езда на любимом виде транспорта – трамвае.

Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, от рака, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины “Империя света”. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Жоржетта говорила, обращаясь к мужу: “В одном ты ошибался – в конечности собственной жизни, в победе смерти надо всем. Ты остался жив не только для меня, но и для всех тех, кто смотрит на твои картины: ведь в них весь ты. Я смотрю на них и разговариваю с тобой, и спорю, как всегда. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Ты проник в зазеркалье, но остался. Ты победил смерть”.


Он стремился разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Художник блистательно умел “режиссировать” их чувствами. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – “Пронзенное время”, 1938).

Бельгийский художник – сюрреалист Рене Магритт – жизнь и творчество обновлено: Октябрь 21, 2018 автором: сайт

Здесь я выложил картины Рене Магритта с названиями. Также несколько фактов и характере и философии этого человека. Желающим узнать поближе биографию этого художника я советую посмотреть фильм «Монсеньор Магритт».

Я долго откладывал этот пост, не потому, что я не люблю Рене Магритта, а скорее наоборот из-за значимости этого явления. Собственно, в моем понимании, столпы сюрреализма в живописи — это два человека: Сальвадор Дали и Рене Магритт. Они как Толкиен и Льюис в фэнтези. Магритт и Дали оказали и продолжают оказывать влияние на всех сюрреалистов.

Тем не менее, это были два совершенно разных человека, различающихся настолько, насколько различаются их картины. Рене Магритт, в противоположность Дали, да и всем остальным сюрреалистам, не любил эпатировать публику, не устраивал драк, не употреблял мухоморов для вдохновения и всю свою жизнь провел с одной женщиной — своей женой Жоржеттой, главной музой, родной душой и натурщицей.

Философия Рене Магритта

Что любопытно — человек, которого наряду с Дали, считают классиком сюрреализма даже не признавал философии этого течения, в котором одно из главных мест занимал психоанализ. Бельгиец считал, что творчество не возможно подвергнуть анализу, что это загадка, философская головоломка, но никак не предмет фрейдистского анализа.

Учитываю подобную философию, не удивительно, что многие его работы часто вызывают недоумение и ощущение, что художник подшучивает над тобой. Очевидно, такая неоднозначность и символизм способствовали тому, что на его картины создано множество пародий и инсталляций. Особенно популярна в этом плане картина «сын человеческий».

Вполне себе благопристойный бюргер:) Это вам не Дали со своим скафандром:)

В общем, Магритт был человеком тихим, спокойным и самое интересное происходило у него в голове. Возможно поэтому про Рене Магритта, в отличие от Дали, снято так мало фильмов.

Я не стану здесь сухо перечислять факты из его биографии, за меня это уже сделали 100500 других людей. Я думаю, люди не за этим идут на блог, в конце концов для этого есть педивикия. Если вы хотите поближе познакомится с биографией этого художника, советую посмототреть фильм Monsieur Rene Magritte (мсье Рене Магритт) 1978. Это интереснее, чем читать сухой википедичный текст (при всем моем уважении к педивикии).

Картины Рене Магритта с названиями

Все, что хотел нам сказать этот человек — он сказал своими картинами. Картины Рене Магритта, в противоположность бурному напору причудливых видений Дали, более спокойные и философские. Кроме того полотна Магритта пронизаны весьма своеобразным чувством юмора. Чего стоит только его картина с изображением трубки, с подписью внизу — это не трубка.


La Philosophie dans le boudoir (Философия в будуаре)

La Magie noire (Чёрная магия) Говорят, что все женские изображения на его картинах — это изображения жены. Глядя на эту картину начинаешь понимать, почему он прожил всю жизнь с одной женщиной. По моему, гораздо симпатичнее, чем Гала.
La Memoire (Память).
Cosmogonie Elementaire (Элементарная космогония).
La Naissance de l’idole (Рождение идола).
La Belle captive (Прекрасная пленница).
L’Invention collective (Коллективное изобретение), картина Рене Магритта.
Les Amants (Любовники), Рене Магритт, картины, сюрреализм. Le Therapeute II (Терапевт II), Рене Магритт, художники, сюрреализм.

Le Fils de l’homme (Сын человеческий), Рене Магритт. Одна из наиболее известных картин художника.
Le Faux miroir (Фальшивое зеркало),
Le Coup au coeur (Удар в сердце)

Рене Магритт. Ясновидение (автопортрет). 54 х 64,9 см. 1936 г. Частная коллекция. Artchive.ru

В искусстве Рене Магритта нет ни капли позёрства. Он не «интересничает» со зрителем с помощью своих загадочных картин. Вместо этого он настоятельно призывает думать.

Картина, приятная для глаз, не является искусством для Магритта. Она для него совершенно пуста.

Сегодня энциклопедии определяют Магритта, как выдающегося сюрреалиста. Мастеру это наверняка бы не понравилось. Он сторонился психоанализа и недолюбливал Фрейда.

Разорвав однажды творческие узы с Андре Бреттоном (теоретиком сюрреализма), он запретил когда бы то ни было называть себя сюрреалистом.

Он стал первооткрывателем магического реализма. Магритт вообще был вольным художником, не готовым расстаться со своей свободой во имя признания. Поэтому писал только то, что для него имело значение.

Споры об отправной точке

Рене появился на свет 21 ноября 1898 года в городе Лессине (Бельгия). Спустя короткое время на свет появились ещё три брата.

Счастливое детство закончилось для будущего художника в 14 лет. В 1912 году его мать утопилась в реке. Видя, как горожане вытаскивают безжизненное тело матери, юный Рене пытался понять причину произошедшего. Он всегда верил в силу мысли. Нужно только очень постараться, и тогда разум найдёт ответы.

Сегодня искусствоведы спорят о влиянии на живописца трагедии детства. Некоторые считают, что именно под эгидой этой драмы появилась серия картин с изображением русалок. Правда у Магритта – русалки наоборот: с рыбьим верхом и человеческим низом.


Рене Магритт. Коллективное изобретение. 1934 г. Художественное собрание земли Северный Рейн – Вестфалия, Дюссельдорф. Wikiart.org

Другие же, не отрицая влияния этой мрачной страницы биографии, всё же склонны видеть природу таланта в самой личности художника.

Р. Магритт. Портрет. 1935 г. МОМА, Нью-Йорк

Он был настоящий фантазёр. Придумывал невиданные игры и развлечения. Но романтический склад ума Рене был чужд его братьям. Им так и не удалось стать родными людьми.

Кто знает, может перед нами портрет одного из его братьев. Который отражает прохладные отношения между родными по крови людьми.

Вы видите глаз в беконе? Думаю, нужно мягко говоря недолюбливать человека, чтобы написать вот такой его портрет.

Любовь длиною в жизнь

А вот по-настоящему близким человеком для него стала его супруга, Жоржетта Бергер. Они познакомились ещё подростками. И случайно встретившись в ботаническом саду уже взрослыми людьми, никогда более не расставались.

Жоржетта была его музой и лучшим другом. Магритт посвятил ей не одно своё полотно, а она ему – всю свою жизнь.

Только одна история омрачила их семейную жизнь. Через 13 лет брака Магритт увлёкся другой женщиной. Жоржетта отомстила ему, закрутив роман с его другом. Они жили порознь 5 лет.

Именно в этот период почему-то Магритт написал вот этот портрет Жоржетты.


Рене Магритт. Жоржетта. 1937 г. Музей изящных искусств, Брюссель. Wikiart.org

Этот портрет особенно похож на открытку. Такая открыточность свойственна почти всем картинам Магритта.

В 1940 году супруги вновь воссоединились. И уже не расставались.

После смерти мужа Жоржетта вспоминала, что до сих пор, глядя на его картины, она разговаривает с ним и часто спорит.

Магритт не хотел воплощать свою любовь, как некое клише. В стремлении добраться до сути этого чувства, он создаёт полотно «Влюблённые». На ней лица молодых людей обёрнуты в простыни.


Рене Магритт. Влюблённые. 54 х 73,4 см. 1928 г. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк. Renemagritte.org

Эта работа поражает своей анонимностью. Мы не видим лиц героев. Такая обезличенность была свойственна почти всем работам художника.

Даже если на лицах не было покрывала, черты лица загораживал обыденный предмет. Например, яблоко.


Рене Магритт. Сын человеческий. 116 x 89 см. 1964 г. Частная коллекция. Artchive.ru

Признание и гражданский долг

В 1918 году юноша закончил Королевскую Академию изящных искусств. Выйдя за порог «альма-матер», стал мучительно искать средства к существованию.

Пойти против своей идеи, подстроившись под вкусы публики, он не мог. Поэтому устроился в мастерскую, занимающуюся росписью обоев.

Печальнее противоречия трудно представить: художник, который более всего пытался запечатлеть мысль, был вынужден рисовать цветочки на обоях.

Но Рене продолжал писать в свободное время. Героями его картин становятся обыденные предметы. Вернее идеи, спрятанные за ними.

Существует серия картин-отрицаний, где художник нарочно рисует, например, трубку и оставляет подпись: «Это не трубка». Привлекая тем самым внимание к тому, что находится за привычной оболочкой предмета.


Рене Магритт. Вероломство образов (Это не трубка). 63,5 x 93,9 см. 1948 г. Частная коллекция. Wikiart.org.

Каждая картина Магритта – это остроумная самостоятельная история. Компоненты полотна не растекаются, не деформируются. Они реалистичны и узнаваемы.

Но в композиционной совокупности образуют какую-то совершенно новую мысль. Мастер утверждал, что в каждую его картину «зашит» особый смысл. Никакого бестолкового нагромождения.

В чем, например, смысл в дожде из людей? Сам художник никогда не расшифровывал своих картин. Каждый сам для себя ищет скрытый подтекст.


Рене Магритт. Голконда. 100 x 81 см. 1953. Частная коллекция, Хьюстон. Artchive.ru

В 1927 году открывается первая выставка Рене, которая не имеет успеха у критиков. И чета Магриттов уезжает в Париж, столицу авангардного искусства.

После недолгого сотрудничества с кружком Бреттона, художник избирает свой путь и быстро добивается успеха.

Современники вспоминают, что Рене отличался от всех художников. У него никогда не было своей мастерской. А в доме, где Магритт жил, не было характерного для живописца беспорядка. Магритт говорил, что краска создана для того, чтобы наносить её на холст, а не размазывать по полу.

Впрочем, такими же “чистыми” и даже суховатыми были его картины. Чёткие линии, идеальные формы. Предельный реализм, переходящий в иллюзию.

Рене Магритт. Условия человеческого существования. 1934 г. Частная коллекция. Artchive.ru

С наступлением войны, Магритт начал писать картины, не свойственные своему стилю. Периодом “ ” назовут это время искусствоведы.

Рене считал, что это его гражданский долг, писать жизнеутверждающие образы, давая зрителю надежду. Голубь мира с хвостом из цветов – яркий пример «военного» искусства Магритта.


Рене Магритт. Благоприятное знамение. 1944 г. Частная коллекция. Wikiart.org

Достигший бессмертия

После войны Магритт снова вернулся к привычной стилистике, много размышляя на тему смерти и жизни.

Достаточно вспомнить его пародии на известные картины других художников, где всех героев он заменил гробами. Вот так в магриттовской интерпретации выглядит картина “Балкон”.

Рене Магритт. Перспектива II: Балкон Мане. 80 х 60 см. 1950 г. Музей изящных искусств, Гент. Artchive.ru

Магритт признаёт величие смерти перед мыслью. Этих людей, реальных людей, когда-то позирующих Эдуарду Мане, уже нет в живых. И все их мысли навсегда ушли в небытие.

Но удалось ли Магритту обмануть смерть? Его жена Жоржетта утверждала, что да! Он жив в своих картинах, в загадках-ребусах, которая каждая несёт в себе. И призывая зрителя найти свой ответ.

После смерти художника от рака поджелудочной железы в 1967 году, Жоржетта до конца своих дней хранила нетронутым всё, что принадлежало талантливому супругу – кисти, палитру, краски. А на мольберте всё также стояла неоконченная картина “Империя света”.

Рене Магритт. Империя света. 146 х 114 см. 1950-е года. Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Вконтакте

За свою жизнь Магритт нарисовал около 2000 картин, в 50-ти из которых появляется шляпа. Художник рисовал ее в промежутке между 1926 и 1966 годами, и она стала отличительной чертой творчества Рене.

Раньше шляпу-котелок носили обычные представители буржуазии, которые не особо желали выделяться из толпы. «Котелок... не удивляет», – сказал Магритт в 1966 году. «Это – головной убор, который не оригинален. Человек с котелком – это просто человек среднего класса, [спрятанный] в своей анонимности. Я тоже его ношу. Я не стремлюсь к тому, чтобы выделяться».


Рене Магритт. 1938 год

Шляпы-котелки были введены в моду специально для британского среднего класса, во второй половине 19 века. В начале 20 века котелок стал одной из самых популярных шляп. Головной убор считался неформальным и практичным одновременно, что делало его обязательной частью мужского гардероба.

Правда, в 1920-е годы тоже были эпизоды, когда аксессуар фигурировал в карьере Магритта. В те времена художник оставил свою работу в качестве иллюстратора для модного каталога. Ранние картины содержат в себе отсылки к поп-культуре, которая тогда ассоциировалась со шляпой-котелком. Магритт, который был страстным любителем криминальной литературы, работал над картиной «Убийца в опасности», где два детектива в котелках готовятся войти в комнату, где было совершено убийство.


Убийца в опасности. 1927 год

Затем художник отказался от «шляпного» мотива, не используя его несколько десятилетий. Шляпы вновь изобразились на холсте в пятидесятые-шестидесятые годы, став важной частью поздней карьеры Рене. К тому времени ассоциации с человеком в шляпе кардинально изменились: от четкой отсылки к профессии (к детективам, в основном), до символа среднего класса.

Но, как и положено в творчестве Магритта – все не так, как нам кажется. «Он играет с этим чувством: “Мы думаем, что мы знаем, кто этот человек, но знаем ли мы?” – говорит Кайтлин Хаскелл, организатор выставки Рене Магритта в Сан-Франциско. –Тут есть чувство интриги, не смотря на то, что сама фигура – стереотипно-буржуазна и не представляет особого интереса»


Шедевр, или тайны горизонта. 1955 год

«Если вы возьмете гениальность Магритта и должны будете рассказать о ней в одном предложении: “Почему Магритт так важен? Почему его образы являются неотъемлемой частью общественного воображения и сознания?” Все потому, что он создает невероятно понятные и четкие картины, в которых нет четкого смысла», – говорит Энн Умланд, куратор картин и скульптур Нью-Йоркского музея современного искусства. «Шляпа-котелок работает именно таким образом».

Существует теория, что шляпа функционировала в качестве «анонимайзера» для самого Рене. Примерно в те времена, когда на картинах вновь появились головные уборы, Магритт стал надевать шляпу для фотосессий. Вполне возможно, что галантные господа из картин – это автопортреты самого Рене.

Это проиллюстрировано в картине под названием «Сын Человеческий», которая выступает в качестве автопортрета художника. Рене рисует себе шляпу-котелок и крупное яблоко, плавающее перед его лицом, затмевающее его настоящую личность.


Сын человеческий. 1964 год

Тем не менее, в 50-е годы улицы города перестали изобиловать шляпами-котелками. Аксессуар стал старомодным, и следящим за трендами горожанам пришлось от него отказаться. Тогда шляпы Магритта, нарисованные в реалистичном стиле (в разгар абстрактного экспрессионизма), стали символом анонимности. В картинах Рене они выступили на первый план, вместо того, чтобы исчезнуть в безликой толпе.

По сути, шляпы-котелки стали иконографической подписью Магритта. Получается забавная ирония: художник выбрал деталь, которая обеспечит неузнаваемость, но все сработало наоборот. Теперь шляпа-котелок – один из главных объектов творчества легендарного Рене Магритта.