Публичные финансы. Публичные финансы и публичная финансовая деятельность Сущность публичных финансов

Публичные финансы. Публичные финансы и публичная финансовая деятельность Сущность публичных финансов
Публичные финансы. Публичные финансы и публичная финансовая деятельность Сущность публичных финансов

Публичные (общественные), то есть государственные и муниципальные, финансы составляют одну из двух отраслей общей системы финансов, её централизованную часть. Сущность и функции публичных финансов мало отличаются от сущности и функций финансов в целом, но имеют свою специфику. Финансы исторически возникли и функционировали до господства экономики, основанной на капитале, в форме публичных финансов – государственных и местных доходов и расходов. Частнохозяйственные же финансы, как самостоятельная отрасль финансов, формировались лишь по мере становления, укрепления и всеобщего распространения капиталистических форм и методов хозяйствования, а в своем более или менее развитом виде существуют только немногим более ста лет. По этой причине изучение финансов по их отраслям целесообразно начать именно с публичных финансов.

В основе публичных финансов лежат денежные отношения, возникающие в процессе организации государством денежной системы страны и воспроизводства общественных благ (услуг), составляющего централизованную часть процесса общественного воспроизводства. Публичные финансы опосредуют (обслуживают) ту часть воспроизводственных экономических отношений, которая связана с организацией государством денежного обращения (оборота первичных финансовых ресурсов в экономике) и с движением финансовых ресурсов органов публичной власти, когда государство (муниципальные образования) выступает в качестве макроэкономического хозяйствующего субъекта, производящего, распределяющего и предоставляющего общественные блага (услуги).

На государство возлагается обязанность организации на должном уровне оборота первичных финансовых ресурсов – денежной системы в целом и денежного обращения в частности. Под организацией здесь понимается деятельность органов государственного управления по планированию, регулированию и контролю за денежной массой (предложением первичных финансовых ресурсов) в экономике путем организации денежного оборота, определения масштаба цен, видов денег и денежных знаков, порядка эмиссий денег, методов регулирования денежного обращения, планирования денежной массы (денежных агрегатов), регулирования внутреннего денежного оборота и кредитно-валютного регулирования, денежного и валютного контроля. Названная финансовая деятельность государства обеспечивает создание общих условий для функционирования всей системы финансов и всего воспроизводственного процесса в целом. Выполнение деньгами своих функций вызывает их движение. Движение первичных финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах порождает финансовые ресурсы.

Публичные (государственные и муниципальные) финансовые ресурсы – денежные средства, совершающие свое движение в публично-правовой форме. По-другому, это денежные средства, аккумулируемые органами публичной (государственной и муниципальной) власти в виде налоговых и неналоговых доходов и поступлений и используемые для целей производства общественных благ (услуг) при выполнении властными структурами своих функциональных обязанностей в рамках установленных нормами публичного финансового права полномочий. Публичные финансовые ресурсы составляют централизованную часть финансовых ресурсов экономики и социальной сферы.


Источниками публичных финансовых ресурсов выступают: часть валового внутреннего продукта, на которую претендует государство как производитель общественных благ; часть национального богатства страны, которую государство, при необходимости, может продать (запасы золота, государственное имущество и т.п.), доходы от приватизации государственного и муниципального имущества; часть прибыли и других доходов, принадлежащих государству как собственнику, осуществляющему деятельность в качестве обычного рыночного субъекта; средства иностранных государств, международных финансовых и кредитных организаций, юридических и физических лиц, которые органы публичной власти могут привлечь в виде кредитов, займов, безвозмездных и безвозвратных перечислений.

По характеру источников формирования публичных финансовых ресурсов следует выделять собственные, привлеченные и заемные ресурсы.

Собственными финансовыми ресурсами являются:

Налоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетов органов публичной власти всех уровней в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

Неналоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетов органов публичной власти всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством;

Налоговые и неналоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Доходы, выступающие источниками формирования государственных финансовых резервов в соответствии с бюджетным и иным законодательством, не учитываемые в доходах бюджетов органов публичной власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Привлеченными публичными финансовыми ресурсами являются средства, получаемые бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений: межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий, субвенций из фондов компенсаций и из местных бюджетов бюджетам других уровней, безвозмездных и безвозвратных перечислений от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций и др. Согласно Бюджетному кодексу РФ, эти средства (за исключением субвенций из Федерального и региональных фондов компенсаций) относятся к собственным доходам соответствующих бюджетов, что, по крайней мере, спорно. Права органа публичной власти, получившего безвозмездные (безвозвратные) средства, как правило, ограничены определенными условиями. Их высокая доля в общих доходах усиливает финансовую зависимость нижестоящих бюджетов от вышестоящих. Поэтому такие финансовые ресурсы более правильно считать приравненными к собственным или привлеченными финансовыми ресурсами.

В качестве заемных финансовых ресурсов выступают: государственные и муниципальные займы (внешние и внутренние); кредиты, получаемые от иностранных государств, международных финансовых организаций и кредитных организаций; бюджетные кредиты, получаемые бюджетами одних уровней от бюджетов других уровней. Заемные средства, фактически оформленные в виде кредитных соглашений (договоров) и размещенных займов, образуют долговые обязательства органов публичной власти. Кроме названных выше заемных средств, к долговым обязательствам Бюджетный кодекс РФ относит договора о предоставлении органами государственной власти гарантий и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

По уровням публичной власти следует выделять государственные и муниципальные, федеральные, региональные и местные финансовые ресурсы. Они различаются по своему составу и структуре. Основная масса публичных финансовых ресурсов в современной России концентрируется на федеральном уровне. В структуре федеральных ресурсов преобладают налоговые доходы; на федеральном уровне формируется подавляющая часть государственных финансовых резервов. В структуре местных финансовых ресурсов чаще всего преобладают безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Использование публичных финансовых ресурсов осуществляется различными органами власти на цели производства и предоставления общественных благ в рамках расходных полномочий публично-правовых образований (прав, обязательств, вопросов ведения), установленных бюджетным законодательством. Конкретный перечень и группировка расходов бюджетов по их функциональной сущности и ведомственной принадлежности установлены законом о бюджетной классификации.

В процессе движения публичных финансовых ресурсов образуются и используются государственные и муниципальные денежные доходы. Формирование и использование публичных доходов составляет результат, мотив и цель движения публичных финансовых ресурсов. Эти процессы сопровождают все стадии воспроизводства общественных благ (услуг), обеспечивая доходными источниками всех его участников и достижение конечной цели – потребление общественных благ в заданных параметрах по объему и качеству, путем расходования доходов. Постоянный кругооборот публичных доходов и расходов обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства общественных благ (услуг).

Образование и использование публичных доходов осуществляется в результате приведения в действие производных от денежного агрегата М 1 финансовых механизмов и инструментов. К последним относятся как общий, так и специальный финансовый инструментарий. К общефинансовым инструментам и механизмам относятся: цены и ценообразование, кредит, его элементы и способы заимствования (кредитования), виды расходов, ценные бумаги и другие инструменты финансового рынка, формы и методы оплаты труда и т.д. Этот инструментарий используется государством в случаях, когда оно выступает как обычный рыночный субъект хозяйствования с учетом специфики (характер собственности и управления, социальная направленность отдельных видов деятельности и общественных благ и т.д.). К специальным финансовым инструментам и механизмам публичных финансов относятся: налоги и элементы налогообложения, формы и методы бюджетного финансирования, межбюджетные трансферты, государственные (муниципальные) долговые обязательства и методы управления ими, бюджетный дефицит и способы его покрытия, государственное пенсионное и социальное обеспечение и страхование, социальные стандарты и нормы (нормативы), формы, виды и методы государственного финансового контроля и др.

Таким образом, публичные финансы опосредуют все совокупность денежных отношений, возникающих в процессе организации оборота первичных финансовых ресурсов, движения финансовых ресурсов в публично-правовой форме, образования и использования на этой основе публичных доходов в результате приведения в действие общих и специальных финансовых инструментов и механизмов.

Публичные финансы выполняют три функции:

1) образование публичных доходов;

2) использование публичных доходов;

3) контрольную функцию.

При выполнении публичными финансами своей первой функции образуются налоговые и неналоговые доходы бюджетов органов публичной власти (в России – доходы федерального, региональных, местных бюджетов), бюджетов государственных (федеральных и региональных) внебюджетных фондов и государственные финансовые резервы (отложенные в запас публичные доходы). Привлечение органами публичной власти заемных средств как правило осуществляется при недостатке собственных доходов, то есть для их временного замещения на условиях возвратности и платности. Особенностью формирования публичных доходов является то, что основная их масса аккумулируется в принудительной налоговой форме, поскольку общественные блага, производимые государством, также предоставляются преимущественно в принудительном порядке.

Публичные доходы формируются на всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта (ВВП), но проявляются в своих конкретных формах и видах на стадии распределения первичного и вторичного распределения. В результате, публичные доходы принимают форму первичных и вторичных доходов. Такой вывод вытекает из современной теории факторов производства стоимости (ценности) общественного продукта (ВВП или чистого продукта) и его распределения по доходам в соответствии с показателями Системы национальных счетов (СНС).

Полная, развернутая структура созданного, реализованного и распределенного на первичные доходы чистого продукта общества по факторам производства может быть предоставлена следующим образом: 1) земля (природный фактор) – рента; 2) труд (личный фактор) – фиксированная заработная плата; 3) капитал (вещественный фактор) – прибыль или процент на капитал; 4) предпринимательская способность (личный фактор) – предпринимательский доход; 5) государственное регулирование экономики (макроэкономический, воспроизводственный фактор) – косвенные налоги, неналоговые доходы органов публичной власти. В современном обществе роль государства при выполнении своих функций становится настолько существенной, что без него процесс общественного воспроизводства уже не в состоянии нормально функционировать. Государство превратилось в общественную производительную силу. Оно вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания деловых циклов, сдерживания роста безработицы и инфляции, регулирования темпов экономического роста. Наконец, государство выступает монопольным производителем общественных благ (услуг). Для постоянного воспроизводства последних государство получает и реализует свое экономическое право, во-первых, на первичное распределение (долю) созданного чистого внутреннего продукта страны в форме косвенных налогов, включаемых в цены товаров, и доходов, получаемых им как обычным субъектом рыночной экономики (прибыль, дивиденды, проценты, доходы от продажи имущества и т.д.), а во-вторых, на вторичное распределение (перераспределение) первичных доходов собственников других факторов производства (ренты, оплаты труда, прибыли, других доходов) преимущественно в виде прямых подоходных налогов.

Таким образом, выполняя свои функции, государство выступает собственником особого фактора производства, участвуя в создании и распределении чистого внутреннего продукта страны и претендуя на свою справедливую долю последнего. Эта доля государства состоит из двух частей:

1) первичные доходы в форме косвенных налогов на производство и импорт (налогов на продукты и импорт, других налогов на производство) и неналоговых доходов от предпринимательской деятельности в процессе первичного распределения чистого внутреннего продукта;

2) вторичных доходов в форме прямых (подоходных) налогов и неналоговых доходов, формирующихся в процессе перераспределения первичных доходов субъектов рыночной экономики.

При выполнении публичными финансами второй функции происходит использование публичных доходов путем их расходования на цели производства, распределения и предоставления общественных благ (услуг). Направление использования публичных доходов по их функциональной классификации и классификации сектора государственного управления образуют систему публичных расходов. Функционально (с учетом функций, возложенных на органы публичной власти) выделяют по разделам бюджетной классификации: общегосударственные расходы, расходы на национальную оборону, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на национальную экономику, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на образование, расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, расходы на социальную политику, межбюджетные трансферты. Классификация расходов по операциям сектора государственного управления предполагает их деление на расходы по оплате труда (с начислениями), оплате работ и услуг, обслуживанию государственного (муниципального) долга, безвозмездным перечислениям бюджетам, социальному обеспечению, операциям с активами, а также расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, ценных бумаг и других финансовых активов.

В процессе организации движения первичных финансовых ресурсов, образования и использования публичных доходов возникает необходимость осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, возможность которого обусловлена третьей – контрольной функцией публичных финансов. Выделяется внешний и внутренний, последующий, текущий и предварительный государственный (муниципальный) финансовый контроль, общефинансовый, антимонопольный, денежно-валютный, бюджетный, налоговый, внебюджетный, кредитный и другие виды финансового контроля органов публичной власти. Наиболее распространенные методы государственного (муниципального) финансового контроля – это проверки и ревизии, аудит и мониторинг.

Совокупность уровней и звеньев (относительно самостоятельных групп публичных финансовых отношений) составляет систему публичных финансов. Система публичных финансов строиться по двум признакам: экономическому и публично-правовому (по уровням публичной власти).

По экономическому содержанию система публичных финансов включает в себя следующие звенья (элементы):

1) бюджет (систему бюджетов);

2) систему государственных внебюджетных фондов;

3) государственный (муниципальный) кредит;

4) государственные финансовые резервы и резервные фонды.

Состав и структура системы публичных финансов непосредственно зависит от государственного (публично-правового) устройства страны. В Российской Федерации система публичных финансов с учетом названного признака включает в себя следующие уровни:

1) государственные (федеральные и региональные) финансы;

2) муниципальные (местные) финансы (финансы муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений).

Государственные и местные финансы отличаются не только масштабом, уровнем управления и степенью централизации финансовых ресурсов (доходов), но и составом образующих их систему звеньев. Схематично содержание системы публичных финансов по уровням власти и экономической группировки её звеньев представлено на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Состав системы российских публичных финансов

Урезанный состав звеньев муниципальных (местных) финансов, по сравнению с государственными финансами, обусловлен более ограниченными финансовыми правами органов местного самоуправления, поскольку согласно Конституции РФ последние не являются органами государственной власти.

Субъекты управления государственными и муниципальными финансами рассмотрены в соответствующих параграфах работы.

Публичные, т.е. государственные и муниципальные, финансы составляют одну из двух отраслей общей системы финансов, ее централизованную часть. Сущность и функции публичных финансов мало отличаются от сущности и функций финансов в целом, но имеют свою специфику.

Исторически финансы возникли и вплоть до господства экономики, основанной на капитале, функционировали в форме публичных финансов - государственных и местных доходов и расходов. Частнохозяйственные же финансы как самостоятельная отрасль финансов формировались лишь по мере становления, укрепления и всеобщего распространения капиталистических форм и методов хозяйствования, а в своем более или менее развитом виде существуют только немногим более ста лет. По этой причине изучение финансов по их отраслям целесообразно начать именно с публичных финансов.

В основе публичных финансов лежат денежные отношения, возникающие в процессе организации государством денежной системы страны и воспроизводства общественных благ (услуг), составляются централизованную часть процесса общественного воспроизводства. Публичные финансы опосредуют (обслуживают) ту часть

воспроизводственных экономических отношений, которая связана с организацией государством денежного обращения (оборота первичных финансовых ресурсов в экономике) и с движением финансовых ресурсов органов публичной власти, когда государство (муниципальные образования) выступает в качестве макроэкономического хозяйствующего субъекта, производящего, распределяющего и предоставляющего

общественные блага (услуги).

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Государственные финансы способствуют реализации социальной политики, поддерживают отдельные отрасли народного хозяйства, обеспечивают обороноспособность и безопасность государства. Управляя государственными финансовыми потоками, руководство страны способно решать самые разнообразные задачи, такие как поддержание темпов экономического роста, регулирование уровня ссудного процента, недопущение падения национальной валюты, сглаживание конъюнктурных колебаний рынков.

Совокупность уровней и звеньев (относительно самостоятельных групп публичных финансовых отношений) составляет систему публичных финансов, которую характеризуют два признака:

экономический и публично-правовой (по уровням публичной власти).

По экономическому содержанию система публичных финансов включает в себя следующие звенья (элементы):

1) бюджет (систему бюджетов);

2) систему внебюджетных фондов;

3) государственный (муниципальный) кредит;

4) государственные финансовые резервы и резервные фонды.

Состав и структура системы публичных финансов непосредственно

зависят от государственного (публично-правового) устройства страны.

В Российской Федерации система публичных финансов с учетом названного признака включает в себя следующие уровни:

1) государственные (федеральные и региональные) финансы;

2) муниципальные (местные) финансы (финансы муниципальных

районов, городских округов, внутригородских муниципальных

образований Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений).

Государственные и местные финансы отличаются не только масштабом и уровнем управления и степенью централизации финансовых ресурсов, но и составом образующих их систему звеньев.

Схематично содержание системы публичных финансов по уровням власти и экономической группировке ее звеньев представлено на рисунке 6.1.

Урезанный по сравнению с государственными финансами состав звеньев муниципальных (местных) финансов обусловлен более

ограниченными финансовыми правами органов местного самоуправления, поскольку, согласно Конституции Российской Федерации, последние не являются органами государственной власти.

Еще по теме Система публичных финансов:

  1. 1.5. Система информационного обеспечения финансов. Совершенствование информационного обеспечения финансового менеджмента в условиях реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные понятия: «общественное благосостояние», «источники благосостояния», «общественный труд», «трудовой потенциал» и другие источники и факторы общественного благосостояния. Их показатели и измерители

Общественное благосостояние - категория, характеризующая степень стабильности политической системы в стране, уровень обеспеченности и эффективности потребления обществом в целом материальных и нематериальных благ и услуг, способствующих не только комфортному и безопасному существованию людей, но и развитию их творческих способностей.

Показатели благосостояния

o величина ВВП (ВНП) на душу населения;

o доходы домашних хозяйств;

o сбережения, накапливаемые в банках или ценных бумагах;

o потребление продуктов питания;

o приобретение дорогостоящих товаров (автомашины, дома, квартиры);

o уровень образования и состояние здоровья.

Основной путь обеспечения благосостояния -- трудовая деятельность.

Общественный труд--деятельность, направленная на удовлетворение экономических потребностей общества. Труд организованный и направленный на самообслуживание.

Результатом общественно организованного труда выступает совокупный общественный продукт.

Трудовой потенциал - возможное количество и качество труда, которым располагает общество, трудовой коллектив, определенный работник.

Исходной единицей формирования трудового потенциала является трудовой потенциал отдельного работника.

Уровни трудового потенциала:

1) прошлое

2) настоящее

3) будущее

Виды и компоненты трудового потенциала:

· психофизиологический

· квалификационный

· социально-личностный

· кадровый (профессиональный и квалификационный)

· организационный

Факторы формирования ТПО:

· социально-экономические

· территориальные

· отраслевые (организация труда, психологический климат);

· индивидуальные (состояние здоровья).

Интеллектуальный потенциал личности -- знания, интуиция и профессиональные навыки и способности личности.

Социальный потенциал личности -- ее готовность к кооперации и поддержке, развитость ее коммуникаций и культуры общения, умение человека работать в группе, команде.

Интеллект, знания изначально персонифицированы и способны к интегрированию на различных уровнях функционирования национальной экономики. Поэтому следует разработать эффективный экономический механизм управления процессом формирования, оценки и эффективного использования интеллектуального потенциала индивида, коллектива, общества.

Интеллектуальный потенциал -- человеческий, научный, информационный, организационный, институциональный и социальный аспекты, образующие в совокупности интеллектуальные предпосылки научно-технического, экономического и социального развития.

Интеллектуальный потенциал личности подразделяется на общий (перемещаемый) и специальный (неперемещаемый).

Провалы рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

Госучастие в экономике обычно связывается с противоречивым характером рыночного хозяйства, не способного решить ряд сложных проблем социально-экономического развития, «провалами рынка». К ним относятся:

o неспособность частного предпринимательства обеспечить нормальный процесс воспроизводства

o неспособность частного предпринимательства обеспечить производство общественных благ

o Недостатки конкуренции.

o Неравномерность и недоброкачественность информации

o Внешние эффекты.

o Неполные рынки.

Обстоятельства, обусловливающие неизбежность участия общественного сектора в экономической жизни независимо от провалов рынка:

· выполнение ос своих функций по координации деятельности граждан базируется на праве собственности его институциональных единиц на необходимое для этого имущество и мобилизации и расходовании денежных средств. В силу этих особенностей сектор государственного управления становится в рыночном хозяйстве одним из секторов экономики.

· необходимость формирования и постоянной корректировки институциональных основ рыночной экономики.

· необходимость перераспределения доходов.

Оптимизация соотношения между рынком, общественным производством и государственным вмешательством в экономику

Считается, что государственные предприятия менее эффективны, чем частные. Основная проблема не в том кто владелец предприятия, а в том, как организовано управление им. Для этого используется сочетание коммерческих и административных рычагов.

Государственное вмешательство для спасения предприятий от банкротства.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Общественный сектор. Его структура и признаки формирования. Цель выделения и задачи развития

Общественный сектор -- это совокупность ресурсов национальной экономики, находящихся в распоряжении государства. Ресурсы, которыми распоряжается государство, это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы и расходы бюджета.

Направления деятельности:

1) предоставление общественных благ

2) перераспределение доходов и богатства

3) оказание соц.помощи

4) производство и реализация товаров и услуг гос. предприятиям

В общественном секторе действует нерыночный способ координации деятельности.

Рассмотрение вопросов ос экономики необходимо для понимания того, как органы власти могут с должной эффективностью достигать целей проводимой ими социально-экономической политики и как находить наиболее рациональное соотношение между государственным и частным секторами экономики.

Общественный сектор экономики создаёт возможности для решения проблем, с которыми не может справиться частное предпринимательство на основе саморегулирования. Вмешательство государства позволяет вносить позитивные коррективы.

Государственные, общественные и частные финансы. Функции и принципы их использования и механизмы координации

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

1. Распределительная -- посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

2. Контрольная -- заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3. Регулирующая -- вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4. Стабилизирующая -- обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Личные частные финансы - доходы индивида

Общественные финансы - доходы, направленные на деятельность государства, заключающуюся в получении и применении материальных средств, необходимых для выполнения надлежащих функций

Государственные

· Налоги и сборы

· Предприятия

· Госзаймы

· Поступления

Распределение доходов

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

§ обороноспособность

§ правоохранительная деятельность

§ промышленность

§ здравоохранение

§ образование

§ культура

Доля общественного сектора в социально-ориентированной рыночной экономике на разных стадиях её развития

Элементы (направления) социальной политики:

1) регулирование в области доходов и заработной платы

2) регулирование рынка труда и занятости

3) демографическая политика

4) миграционная политика

5) политика в области социально-культурной сферы

6) семейная политика

7) жилищная политика

8) экологическая политика.

Инструменты и механизмы, с помощью которых реализуется социальная политика:

· обязательное социальное страхование (ОСС)

· дополнительное социальное страхование

· государственная социальная помощь

· государственные социальные гарантии

· услуги социальных организаций

· социальная ответственность бизнеса.

Концепции общественных, коллективных и личных потребностей. Свойства и классификация потребностей

Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект); б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние); в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство).

Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные.

· Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических относится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

· Социальные потребности - это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах - потребность <для себя>, противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности - потребностями <для других>. Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов.

· Идеальные потребности - это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную.

Закон возвышения и ускоренного роста общественных, коллективных и личных потребностей

Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении.

Измерение масштабов и структуры потребностей. Категории потребностей и спроса. Их сходство и отличие

По этому поводу К. Маркс писал: "Что касается спроса, то он действителен только при том условии, если имеет в своем распоряжении средства для обмена". Данное положение наглядно показывает различие между потребностью и спросом. Потребность количественно воспринимается шире и объемнее, нежели спрос. Действительно, если нет финансовой возможности приобрести данный товар или если даже есть такая возможность, но товар находится в стадии освоения производством, - в обоих случаях спрос отсутствует, а потребность в этом товаре объективно существует.

С другой стороны, как известно, спрос в меньшей мере зависит от объема производства и в большей степени определяется качеством и ценой товара. Об этом говорит практика по ряду товаров, когда одна модель (тип) товара остродефицитна, в то время как ряд других моделей (типов) того же товара совершенно не пользуются спросом, хотя объективно потребность в данном товаре имеет место. В то же время, в отличие от потребностей, спрос по ряду товаров можно стимулировать. Так, например, вряд ли можно стимулировать увеличение потребности в товаре определенного типа, если она уже удовлетворена. Однако, выпуск новой, более совершенной, более качественной и, в то же время, более дешевой модели товара того же типа может повлиять на возникновение спроса даже при полной обеспеченности этим типом товара.

Спрос не является стабильным явлением, он может иметь резкие скачкообразные изменения во времени, связанные с появлением новых моделей и типов (видно по размерам и т.п.) товара. Потребность же по этим же видам продукции претерпевает гораздо более плавные и устойчивые во времени изменения. Качественные и количественные различия между категориями "потребность" и "спрос" требуют раздельного и дифференцированного подхода к их изучению и определению их роли в работе маркетинга и, особенно, в принятии стратегии на перспективу. Так категория "потребность" является основой для стратегического планирования, а спрос - больше удовлетворит текущее планирование.

Общественные блага (товары и услуги общественного пользования): их свойства и классификация. Общее и частное благо. Их сходство и отличие

Общественное благо - благо, которое предоставляется на не рыночных условиях.

Признаки

§ признак неисключения -- практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага

§ признак неконкурентности в потреблении -- потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим признак неделимости -- благо нельзя разложить на отдельные единицы

§ Свойства общественных благ:

§ Могут потребляться в независимости от оплаты.

§ Потребление может носить вынужденный или необходимый характер.

§ Потребление связанно с положительными внешними эффектами: как только благо произведено - оно доступно для всех.

§ Рыночный механизм ценообразования или не возможен, или затруднён.

§ Объём индивидуального потребления не поддаётся измерениям.

§ Появление новых потребителей не ограничивает возможности “старых”.

§ Невозможно запретить потребителям пользоваться благами.

Чистое общественное благо - это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. То есть, это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо. Например, национальная оборона. Чистое частное благо - такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, так что каждая единица приносит полезность только покупателю. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще, например, покупка буханки хлеба. Человек, ее купивший, получает исключительное право на его использование.

Особенности, факторы и субъекты формирования спроса на общественные блага. Факторы и особенности предложения и хозяйствующие субъекты, производящие общественные блага

Спрос населения и на частные, и на общественные блага формируется путем агрегирования индивидуального спроса. Однако если применительно к частным благам происходит горизонтальное суммирование, то применительно к общественным благам происходит вертикальное суммирование функций индивидуального спроса. В самом деле, дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага проявляется в том, что они приобретают разное количество данного товара по одной и той же рыночной цене.

Общественное же благо в силу неисключаемости не может быть предоставлено одному члену потребляющего его сообщества в меньшем количестве, чем другому. Следовательно, дифференциация запросов должна получить признание в дифференциации той платы, за которую благо в равном количестве достается разным потребителям. Свободный доступ к благу, которым пользуется индивид, предполагает, что производство этого блага так или иначе финансируется сообществом в целом, причем бремя финансирования должно быть, в конечном счете, распределено между индивидами.

Встречаются ситуации, когда индивид негативно относится к общественному благу (которое лично для него благом не является, но он не имеет возможности избежать приобщения к нему либо потому, что «потребление» ему намеренно навязывается, либо в силу практической неисключаемости). Простейшими примерами могут служить, соответственно, отношение преступника к уголовному законодательству и отношение пацифиста к перевооружению армии.

Предложение общественных товаров определяется альтернативными издержками их производства, которые связаны с привлечением ресурсов, необходимых для производства этих благ, из альтернативных сфер применения. Иными словами, с отвлечением этих ресурсов из частного сектора экономики, где производятся частные блага. На кривой производственных возможностей (КПВ), таким образом, общество выбирает между частными благами и общественными товарами (см. рис. ниже). Так, точка А отражает определенную комбинацию производства частных и общественных благ. При увеличении количества производимых общественных товаров выбор общества будет смещаться вниз по КПВ, допустим до точки В, сокращая объемы выпуска частных благ, а высвободившиеся при этом ресурсы направляя на производство благ общественных.

Ценообразование на рынке общественных благ. Внешние эффекты

Порядок установления цен на чистые общественные блага отличается от ценообразования на смешанные общественные блага разного рода (например, от формирования цен на общественные блага, созданные естественными и институциональными монополиями, цен на социально значимые общественные блага и на перегружаемые общественные блага).

Поскольку чистое общественное благо потребляется всеми и невозможно исключить из потребления тех, кто не готов покупать его, а для всех новых потребителей предельные издержки его потребления равны нулю, то эта разновидность общественных благ не имеет рыночной цены (нулевая цена). Непосредственно потребители не производят денежной оплаты чистого общественного блага, они получают его бесплатно. Бесплатность чистых общественных благ имеет мнимый характер. Их финансирование осуществляется с помощью налогов.

Ценообразование в общественном секторе, за исключением некоторых видов смешанных общественных благ, представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции. Типичным примером является государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий, к которым относятся коммунальные службы по снабжению населения электроэнергией, теплом, водой, газом, телекоммуникации, городской пассажирский транспорт, железная дорога и т. д.

Особое место в ценообразовании на блага, создаваемые в общественном секторе, занимает назначение цен на перегружаемые общественные блага и на исключаемые общественные блага клубного типа (общественные блага с ограниченным доступом).

Широкое применение в хозяйственной практике многих стран находит государственное регулирование цен с помощью субсидий. Они призваны интернализовать (трансформировать) положительный внешний эффект в цены. Принято различать субсидии со стороны спроса (потребителя) и со стороны предложения (производителям).

Внешние эффекты - это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.

Практические приложения теории внешних эффектов

Теорема Коуза -- положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.

Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рис. 3). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

1) установление норм или стандартов по вредным выбросам;

2) введение платы за выбросы;

3) продажа временных разрешений на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промильнных отходах.

Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

Оптимизация производства и предложения общественных благ

Можно выделить три основных блока преобразований в сфере воспроизводства общественных благ, которые могут быть реализованы с помощью указанного инструментария: финансовые преобразования; институциональные и организационные преобразования; структурные преобразования. Инструментарий и основные направления преобразований использованы для оптимизации производства общественных благ на национальном и локальном уровне. При соответствующей корректировке он также может быть использован в системе воспроизводства глобальных общественных благ, что является отдельной весьма динамично развивающееся проблемой

1. прозрачность

2. развитие меценатства

3. Институциональные и организационные преобразования

4. Исследование зарубежного опыта

5. разработка и осуществление проектов по созданию новых образовательных учреждений

Формы и принципы распределения общественных благ. Функции государства в распределении и перераспределении общественных благ

Распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование . Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны -- они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство -- государственный аппарат.

Конфликт между равенством и эффективностью. Экономика общественного благосостояния

Распределение доходов в большой степени определялось сохранением феодальных привилегий, которыми пользовался узкий круг лиц. Ликвидация этих привилегий влечет за собой большее равенство доходов и имеете с тем способствует стимулированию трудовых усилий и инвестированию капиталов, поскольку более значительная часть результатов достается производителям.

Однако для современной рыночной экономики, в которой привилегии отдельных лиц, искусственно поддерживаемые государством, в целом не играют значительной роли, характерен конфликт между равенством и эффективностью. Ослабление экономического неравенства в масштабах, при которых предельные доходы существенно отклоняются от предельных продуктов соответствующих факторов производства, ведет к замедлению экономического роста. И наоборот, стимулируя повышение эффективности, обычно приходится до некоторой степени жертвовать равенством доходов.

Уровень общественного благосостояния (уровень жизни) представляет собой степень обеспеченности людей материальными благами, услугами и соответствующими условиями жизни, необходимыми для их комфортного и безопасного существования.

Неравенство в распределении благ: причины возникновения, способы измерения, последствия и механизмы устранения неравенства

Дифференциация доходов -- объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения.

Причины неравенства доходов в условиях рынка:

· различия в способностях;

· возрастные и физиологические различия людей;

· доступность, уровень и качество образования;

· профессиональные и личные достижения;

· накопленное богатство;

· демографические факторы (состав семьи);

· система экономических отношений;

· случай, везение и др.

В соответствии с Методологическими положениями по статистике используются следующие показатели дифференциации доходов населения:

· распределение населения по величине среднедушевых доходов -- характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка, определяется показателем удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

· распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения -- показатель (в процентах) доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20%-ных (10%-ных) групп населения, два новых показателя;

· коэффициент фондов -- показатель степени дифференциации доходов;

· коэффициент Джинни -- показатель концентрации доходов населения.

Коэффициент фондов - соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп населения или их долями в общем объеме доходов.

Коэффициент Джини -- статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку

Участники общественного выбора. Коллективный выбор. Общественный выбор в условиях прямой демократии

Индивидуальный выбор происходит в случае, когда человек сам принимает решения и сам их реализует.

Участники выбора

· Индивид

· общество

· Государство

Коллективный выбор происходит в том случае, когда решения принимаются и реализуются в составе группы. При этом выделяются два вида групп -- олигополистические, где члены зависимы друг от друга, и латентные труппы, в которых действие одного участника не отражается на других. В латентной группе, как правило, большое число участников, что и приводит их к независимости друг от друга.

В условиях прямой демократии сам индивид принимает политические решения; в условиях представительной демократии общественный выбор реализуется представителями группы - депутатами.

Принцип равенства издержек и выгод. Оптимальное большинство и его оценка. Многомерный выбор. Альтернативы правилу большинства

агентами рынка принимаются решения без учета позиций других сторон, только на основании личной выгоды или на основании оптимизации «автономного» развития. Это показатели прибыльности и рентабельности, которые достигаются за счет снижения внутренних издержек. Вышеизложенное во многом отображает принципы маржинального подхода, при котором равенство предельных издержек и выгод является критерием эффективности деятельности предприятия. Однако при этом подходе имеются некоторые обстоятельные недостатки. Во-первых, не рассматриваются факторы изменения в налоговом законодательстве, сокращения объемов продаж из-за роста конкуренции, появление новаций в технологии, управлении и продукции, серьезно влияющие на эффективность предприятия. Во-вторых, этот способ выгоден менеджменту, мотивация которого находится в зависимости от показателя прибыльности прошедшего периода, но убыточен для предприятия в долгосрочной перспективе. Например, приняв решения, которые направлены на сокращение (инвестиционных) затрат, можно достичь внушительные результаты в соответствующем периоде, однако, в будущем это приведет к остановке развития предприятия, к его неэффективности в долгосрочном периоде.

Альтернативы

Пропорциональная система

Избирательный ценз

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

§ возрастной

§ наличие гражданства

§ имущественный

§ сословный

Доверие, его измерение и границы признания. Стимулы к голосованию. Рациональное неведение

Доверие представляет собой сложный, многосоставной элемент социального управления, его управленческое воздействие носит кумулятивный характер.

1. Доверие заключается в ожидании человеком (социумом) определённых последствий управленческого воздействия, когда эти последствия напрямую затрагивают его выбор, и он должен принимать решения до того, как они станут известны. Доверие имеет комплекс собственных признаков: ожидание благосклонного поведения; безусловленность; ориентация на будущее, присутствие риска, передача контроля, ценностный характер, субъект-объектность, ограниченная рациональность, уязвимость, понимание, деятельностный признак. Социальные границы доверия можно рассмотреть в двух ракурсах: во-первых, с точки зрения континуума, доверие-недоверие" (горизонтальные границы доверия). Во-вторых, с точки зрения расположения доверия в общественной иерархии (вертикальные границы доверия).

Рациональное неведение - ситуации, когда избиратели не видят пользы в получении более подробной информации об альтернативах, из которых предстоит выбирать.

Представительная демократия. Основы формирования коалиций, ассоциаций, альянсов, союзов и других общественных структур, производственно-хозяйственных, профессиональных, отраслевых и региональных общественных объединений

Представительная демократия -- политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Коалиция -- добровольное объединение нескольких групп людей (например, государств, организаций, политических партий) для достижения определённой цели.

Альянс - союз, объединение (например, государств, организаций) на основе формальных либо неформальных договорных обязательств.

· Добровольности

· Свободы волеизъявления

· Равности

· неприкосновенности

Логроллинг - практика торговли голосами среди членов законодательных органов. Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат "покупает", отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег. Его формой является закон, включающий набор небольших локальных проектов . Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему добавляют все новые и новые предложения, пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов.

Бюрократия - это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Одно из наиболее частых упоминаний личных выгод руководителей частных государственных учреждений - это расширение подведомственных им организаций. Другой аспект личных интересов бюрократов проистекает из-за несложного эффекта вращающихся дверей. Этот эффект подразумевает циклическую ротацию руководителей частных фирм в родственные им государственные организации и обратно, таким образом, служба в государственном секторе может рассматриваться лишь как вложение в человеческий капитал, которое может быть возвращено только тогда, когда его обладатель поменяет государственную службу на работу в частной фирме.

Лоббизм - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Поиск ренты. Политический деловой цикл

Поиск политической ренты - это стремление получить экономическую ренту (прибыли) с помощью политического процесса. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды, участвуя в политическом процессе, провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек.

Политико-экономический (политический) цикл -- цикл экономической и политической активности правительства между выборами. Деятельность правительства между выборами подчинена определенным закономерностям. После выборов осуществляется ряд мер, направленных на изменение целей или масштабов деятельности предшествующего правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита государственного бюджета, сворачиванию непопулярных программ, перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает критического уровня.

Функции федерального, региональных и местных бюджетов

1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Перемещение выгод и потерь в системе бюджетного федерализма

Федерализм - это система отношений между различными уровнями власти по поводу различай их бюджетных полномочий, распределения и перераспределения бюджетных доходов и расходов.

Принципы:

1) наличие у каждого уровня государственной власти готового бюджета

2) законодательное разграничение полномочий и доходных источников между федеральными, региональными и местными органами

3) соответствие финансовых ресурсов тем функциям, которые они выполняют за счет вертикального и горизонтального доходов бюджета

4) Регулируемые межбюджетные отношения с использованием формализационных методов предоставления финансовой помощи нижестоящим уровням и регламентированных процедур предотвращения межуровневых конфликтов в сфере налогово-бюджетных отношений.

Условия эффективности

1) децентрализовано принимаются решения относительно поставки общественных благ, выгоды от которых могут быть локализованы на конкретной территории

2) локализация выгод совместима с территориальной локализацией издержек

3) предпочтения к местным общественным благам различаются в большей степени между регионами, чем внутри региона

Механизмы формирования региональных программ социально-экономического развития и социальной защиты населения

Социальная защита - систему мероприятий, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смещение и ликвидацию их последствий.

Социальный риск - вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, независимо или малозависимо от гражданина.

Субъекты социальной защиты:

· государство, государственные структуры

· общественные организации

· органы местного самоуправления

· работодатели

· коллективы.

Объекты социальной защиты:

· население в целом

· отдельные группы

· коллективы организации

· индивид.

Социальные гарантии, компенсации, льготы, пособия и пр. предоставлены:

· в сфере трудовых отношений и оплаты труда

· в сфере занятости

· в области условий охраны труда

· в области пенсионного обеспечения

· государственное социальное страхование и пр.

Таким образом, у социальной защиты в России две направленности: на занятое и незанятое население.

Различные выплаты, компенсации можно разделить на две группы в зависимости от условия их выплаты, осуществления:

· обусловленные трудовой деятельностью граждан (Пенсионный внебюджетный фонд)

· не связанные с трудовой деятельностью.

Наиболее эффективный механизм социальной защиты - осуществление социальной защиты на основе комплексных целевых социальных программ. На федеральном уровне - это приоритетные национальные проекты. В рамках социальной защиты населению государством предоставляется целостная система социальных гарантий, компенсаций, льгот, пособий и т.п., закрепленных в законодательном порядке, направленных на создание условий для нормальной жизнедеятельности и развития различных категорий населения.

Социальное нормирование

Государственный минимальный социальный стандарт - установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека.

Основные минимальные социальные стандарты в РФ:

· минимальный потребительский бюджет

· потребительская корзина

· минимальный размер пенсии по инвалидности/по старости.

При помощи Г.м.с.с. решаются основные задачи:

· нормативного обеспечения формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на соц. нужды;

· обеспечения государственной поддержки развития соц. сферы и улучшения среды обитания отд. регионов и поселений с учетом их особенностей;

· оказания необходимой соц. помощи малоимущим гражданам, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации и пострадавшим от стихийных бедствий;

· оценки уровня жизни населения и состояния окружающей среды в регионах и поселениях;

· по разработке и реализации государственной социальной, экономической и экологической политики, федеральных, региональных, и муниципальных программ, концепций, прогнозов и схем социального, экономического и экологического развития.

Г.м.с.с. применяются в сферах:

· оплаты труда;

· пенс, обеспечения;

· соц. поддержки граждан, нуждающихся в защите;

· образования;

· здравоохранения;

· культуры;

· соц. обслуживания;

· жилищно-коммунального хозяйства;

· обеспечения благоприятной окружающей среды;

· физической культуры, туризма и санаторно-курортного обслуживания.

К Г.м.с.с. относятся:

· количественные и качественные нормы объектов государственной социальной стандартизации;

· нормативы времени и периодичность предоставления соц. услуг;

· гарантированные ассигнования из бюджетов и государственных финансовых фондов (пенсии, стипендии, пособия, выплаты и др.);

· нормы кадрового, материального и технического обеспечения объектов государственной стандартизации.

В качестве Г.м.с.с. устанавливаются в областях и сферах:

· получения денежных доходов населения

· оплаты труда

· пенсионного обеспечения

· образования

· здравоохранения

· культуры

· жилищно-коммунального хозяйства

Общественные расходы. Их формы, состав и структура, источники финансирования

Общественные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах и перераспределения с позиций справедливости.

Формы ОР: финансирование расходов организации общественного сектора, закупок товаров или услуг, субсидирование предприятий, производящих продукцию, выдача денежной или натуральной помощи лицам, попадающим под действие программ ОР.

Расходы по экономической роли делятся на:

Текущие -предоставляемые юридическим и физическим лицам на покрытие текущих потребностей (текущие расходы государственных учреждений, текущие расходы на субсидии и трансферты и т.д.).

Капитальные - связанные с приростом запасов или вкладами в основной капитал. Они обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность государства. (Долгосрочные кредиты государственным или частным предприятиям, расходы на проведение капитального ремонта и т.д.)

Структура:

· Госуправление

· Оборона

· Образование

· Здравоохранение

· Соц. обеспечение

· Культура

Источник финансирования - госказна, федеральный и региональный бюджеты

Общественные организации, их типы и структура

· общественная организация;

· общественное движение;

· общественный фонд;

· общественное учреждение;

· орган общественной самодеятельности;

· политическая партия.

Общественная организация

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Общественное учреждение

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Орган общественной самодеятельности

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Союзы (ассоциации) общественных объединений

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Оценки затрат и результатов в частном и общественном секторах. Анализ издержек и выгод

На данный момент можно выделить три основных подхода к определению социальной ставки дисконтирования: подход социальной ставки межвременных предпочтений (social rate of time preference SRTP), подход социальной альтернативной стоимости капитала (social alternative cost of capital SOC), а также подход, основанный на определении теневой цены капитала (shadow price of capital -- SPC).

Подход социальной альтернативной стоимости капитала (SOC) лежит концепция упущенных выгод от альтернативного инвестирования средств (Kohyama H., 2006): социальной ставкой будет ставка, при которой чистая приведенная стоимость наилучшего альтернативного варианта использования средств в частном секторе равна нулю. Таким образом, необходимо рассмотреть, какую отдачу принес бы похожий проект, реализуемый в частном секторе.

Данный подход может быть реализован на практике только в том случае, если инвестиции могут быть осуществлены не только в государственном, но и в частном секторе, т.е. в случае, когда эти два сектора конкурируют за одни и те же ресурсы. При этом ставка должна отражать то, что ресурсы в государственном секторе могут быть использованы не менее эффективно, чем в частном.

Наиболее распространенным и широко применяемым на практике инструментом оценки эффективности программ и проектов в общественном секторе экономики выступает анализ издержек и выгод (cost -- benefit analysis -- CBA), суть которого заключается в сравнении получаемых от реализации программы выгод и издержек на проведение программы в денежном выражении.

Популярность данного инструмента оценки эффективности в общественном секторе объясняется следующими факторами:

Универсальностью показателя -- отношение издержек и выгод -- позволяющего сравнивать различные программы и проекты между собой, которые могут относиться не только к одному, но и к разным секторам;

Возможностью оценивать агрегированный долгосрочный эффект на основе приведения показателя чистых выгод к текущему моменту при помощи социальной ставки дисконтирования.

АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОД - сопоставление издержек и выгод при принятии решения о том, следует ли использовать имеющиеся ресурсы и в каком объеме на создание фирмы либо на реализацию программы по выпуску соответствующего товара или услуги.

Формы государственного вмешательства в экономику, социальное развитие общества, производство и распределение общественных благ и ресурсов

рынок экономика благо товар

Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей около - 10% общей численности лиц наемного труда.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства осуществляется и через принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное регулирование экономики со стороны государства осуществляется через экономическую политику. Под экономической политикой понимают совокупность проводимых государством мероприятий, посредством которых, используя соответствующие инструменты, государство воздействует на экономический процесс для достижения поставленных целей.

В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть непосредственно направлены на:

Регулирование инвестиционного процесса, достижение равновесия между сбережениями и инвестициями;

...

Подобные документы

    Понятие "общественные блага", их классификация, основные механизмы их предоставления. Обеспечение производства общественных благ, повышение эффективности общественного сектора экономики. Проблемы их финансирования и перспективные тенденции развития.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику страны. Анализ побочных эффектов государственного регулирования рынка. Разновидности рыночных фиаско. Общественные блага в провалах рынка. Современный взгляд на теории провалов рынка.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2015

    Понятие, сущность, классификация общественных благ. Их основные свойства. Проблемы финансирования общественных благ в РФ. Функции и роль государства в их создании. Особенности формирования спроса на общественные блага и эффективного объема предложения.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    Свойства, виды общественных благ. Ознакомление с теоретическими основами природы общественных благ, изучение роли государства в их создании и предоставлении. Особенности формирования спроса на общественные блага, их эффективный объем предложения.

    реферат , добавлен 13.12.2016

    Основные характеристики общественных и частных благ; особенности спроса на них. Ознакомление с проблемой "безбилетника". Рассмотрение специфики рынка образовательных услуг. Роль принципов исключительности и соперничества в создании медицинских услуг.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Общественные блага с позиции экономических отношений, их свойства и классификация. Национальные и частные интересы в экономических отношениях, бюджетные противоречия, специфика производства, пути повышения эффективности производства общественных благ.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2010

    Понятия "рынок", "государство", "общественные блага", их свойства. Проблемы избыточного налогового бремени, его перемещение. Факторы роста доли общественного сектора в рыночной экономике. Государственное регулирование структуры общественных расходов.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2012

    Сущность и свойства общественных благ. Характер распределения полезности блага среди потребителей и степени его доступности в потреблении. Классификация смешанных общественных благ. Специфика формирования совокупного спроса. Условие Парето-оптимума.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Изучение отрицательных (связанных с издержками) и положительных (связанных с выгодами для третьих лиц) внешних эффектов. Описание теории экстерналий. Интернализация внешних эффектов. Основы теоремы Р. Коуза. Общественные блага и проблема безбилетника.

    реферат , добавлен 15.08.2015

    Изучение потребностей как части реальной экономики, которая определяет механизм ее развития. Виды и свойства потребностей, их объединение в системы личных и общественных нужд. Субъективные и объективные факторы формирования общественных потребностей.

Критерии классификации финансов несколько:

  • место аккумулирования — домохозяйства, личный бюджет, счета компаний, внебюджетных фондов, государственный бюджет;
  • источник формирования ресурсов — прибыль организаций, доходы и пособия частных лиц, уплачиваемые налоги, добровольные взносы;
  • форма собственности — государственные, корпоративные, общественные и личные финансы;
  • функциональное назначение — средства, предназначенные для финансирования отдельных мероприятий и целей, выплаты по кредитам, оплаты труда сотрудников и т.д.
Наиболее полная классификация охватывает формы собственности финансов и тип их централизации.

Виды финансов по форме собственности

Основная классификация финансов предполагает выделение следующих видов в зависимости от формы собственности:
  • Государственные финансы — это средства, зачисленные в бюджет страны и находящиеся в распоряжении органов власти. За их счет ведется обеспечение деятельности государственных учреждений — школ, больниц и музеев.
  • Корпоративные финансы — денежные средства организаций и компаний, преследующих цель получения прибыли по результатам своей деятельности. В структуру этого вида финансов входит выручка, прибыль, основные и оборотные активы.
  • Общественные финансы — средства некоммерческих организаций, например, благотворительных и внебюджетных фондов, образованные за счет добровольных взносов или вкладов.
  • Личные финансы — денежные средства населения или финансы домохозяйств. Их основу составляют доходы в виде заработной платы, пенсий, иных пособий, выплачиваемых гражданам.
Виды финансов, разделяемых по форме собственности, могут иметь различные источники формирования. Например, безвозмездные поступления, доходы, прибыль в виде процентов, кредиты и займы.

Виды финансов по типу централизации

Также финансовые ресурсы принято классифицировать в зависимости от типа централизации или публичности на два вида:
  • Централизованные (публичные) финансы — система фондов денежных средств, необходимых для выполнения государством возложенных на него функций. В состав публичных финансов входят государственные и муниципальные ресурсы, формируемые, в большей степени, из налогов и взносов.
  • Децентрализованные (частные) финансы — включают финансы домохозяйств и компаний, полученные в результате работы или ведения бизнеса.
Частные финансы являются первичными, так как получены в результате проводимой деятельности, а публичные — вторичными, сформированными на основании первичных ресурсов.

От вида финансовых ресурсов зависят и выполняемые ими функции. При анализе экономики особый интерес вызывают государственные и корпоративные финансы, в то время как общественные и личные денежные ресурсы не рассматриваются в качестве отдельных видов — их удельный вес в совокупном объеме финансов значительно ниже.

Государственные (публичные) финансы - это совокупность денежных фондов, которые аккумулируются в руках государства и используются для выполнения ею социально-экономических функций. Составные

элементы государственных финансов является государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Финансы предприятий (учреждений, организаций) - это совокупность денежных ресурсов для осуществления процесса воспроизводства (то есть производства, обмена, распределения, потребления) в пределах предприятия (учреждения, организации - финансы тех субъектов, которые не занимаются коммерческой деятельностью).
Финансы населения - это денежные ресурсы, которые формируются у жителей страны с доходов, полученных от трудовой и предпринимательской деятельности или со наследия, и направляются на приумножение их собственности. Составной финансов населения являются финансы домашних хозяйств.
Кроме названных элементов финансовой системы, выделяются финансы, связанные с личным и имущественным страхованием граждан. В процессе взаимодействия всех сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с комплексом соответствующих форм и методов их накопления, распределения, перераспределения и использования, формируется целостная финансовая система.
Таким образом, звеньями финансовой системы являются: бюджеты разных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды юридических лиц, коммерческих и некоммерческих организаций; другие специальные денежные фонды.
Финансовая система государства воспроизводит все процессы распределения и перераспределения ВНП (ВС). Поэтому политика государства по поводу управления финансовой системой является одним из важных регуляторов развития национальной экономики.
Следовательно, мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределения (перераспределения) и использованию на основе финансового законодательства называют финансовой политикой государства.
Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Финансовая политика состоит из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных доходов и расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная политика (от лат. “fisc” - казна) - это совокупность мероприятий государства по управлению государственными доходами и расходами и налогообложения с целью улучшения экономической ситуации.
Фискальная политика (налогово-бюджетная) предусматривает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для урегулирования уровня деловой активности и решения различных социальных проблем. То есть, она непосредственно связана с государственным бюджетом, государственными денежными доходами и расходами, а также налогами. Фискальная политика объединяет в себе бюджетную политику, политику доходов и расходов, а также налоговую политику.
Основным звеном экономического регулирования национального хозяйства в системе государственных финансов является государственный бюджет.
Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства. Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд страны, которая находится в распоряжении правительства.
Государственный бюджет (с точки зрения общественной формы) - это экономические отношения между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой, по поводу изъятия (присвоение) в последних часть необходимого и прибавочного продукта (дохода) и распределения (перераспределения) его согласно функций государства. С точки зрения вещественного содержания государственный бюджет является годовым планом аккумулирования государственных доходов и их расходование в соответствии с требованиями Закона “О государственном бюджете”, который принимается парламентом.
Другим языком, государственный бюджет - это денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с концентрацией и использованием средств для финансирования народного хозяйства; реализации социальной политики; развития культуры, образования, медицины и, вообще, нации; а также по поводу обеспечения обороны страны и управления обществом.
Государственный бюджет балансируется за доходами и расходами.