Определение состояния двигателя по свечам зажигания. Диагностика инжекторного двигателя по свечам зажигания

Определение состояния двигателя по свечам зажигания. Диагностика инжекторного двигателя по свечам зажигания
Определение состояния двигателя по свечам зажигания. Диагностика инжекторного двигателя по свечам зажигания

Для того чтобы бензиновый двигатель приводился в действие, предусмотрена система зажигания. Она включает в себя массу деталей и элементов. Но одна из главных составляющих - это свечи. Именно они поджигают топливно-воздушную смесь, когда поршень находится в верхней мертвой точке. Так как свечи имеют непосредственное влияние на качество работы двигателя, по ним можно определить состояние ДВС в целом. В сегодняшней статье мы рассмотрим такой вопрос, как диагностика по свечам зажигания.

Косвенные признаки

Выполнять диагностику по свечам зажигания нужно тогда, когда автомобиль начал нестабильно себя вести. Это может быть:

  • Троение двигателя на холостых оборотах.
  • Провалы при нажатии на педаль газа.
  • Рывки при движении на средней скорости.
  • Высокий расход топлива.
  • Затрудненный запуск (при исправном стартере и аккумуляторе).
  • Лампа "чек энджин" на панели приборов.

Обратите внимание

Нужно понимать, что диагностировать данные элементы можно только после того, как мотор автомобиля вышел на рабочую температуру и прошел хотя бы 5-10 километров с учетом разных режимов нагрузки. Также перед диагностикой можно проехаться и на средних оборотах. Но выкручивать свечи на холодном моторе нельзя (и даже тогда, когда он проработал 1-2 минуты). Дело в том, что во время прогрева используется другая пропорция смеси. Также двигатель может работать неустойчиво, особенно в мороз. В итоге на свечах, изъятых с холодного мотора, образуется серо-черный нагар, который можно ошибочно принять за показатель неисправности.

Кстати, различные рывки и провалы в работе двигателя во время прогрева могут стать следствием изношенного распределителя зажигания (катушки, которая может быть единой или устанавливаться отдельно для каждого цилиндра) и «бронепроводов». Соответственно, меняется и вид свечей.

Специалисты советуют при диагностике неисправностей свечей зажигания иметь при себе комплект новых, заведомо исправных. При этом они должны советовать таким параметрам:

  • Физический размер.
  • Калильное число.

Установив их в автомобиль, следует проехаться не меньше 15 километров. После этого можно их выкручивать и выполнять диагностику свечей зажигания по внешнему виду.

Проверяем свечи и оцениваем работу двигателя

Если мотор исправен, на данных элементах не должно быть:

  • Отложений.
  • Нагара.
  • Следов масла.

Но при этом допустимо окрашивание юбки электрода в светло-коричневый оттенок. Это говорит о том, что мотор оптимально тратит бензин, не расходует масло и полноценно сжигает смесь.

Черный нагар

Если в ходе диагностики свечей зажигания по нагару был обнаружен «пушистый» черный налет на электроде, это говорит о следующих проблемах. Мотор работает на переобогащенной топливно-воздушной смеси и расходует больше горючего, чем нужно. Такое случается из-за неправильно настроенного карбюратора (на старых машинах), либо из-за проблем с инжектором.

Специалисты также рекомендуют обратить внимание на систему выпуска, поскольку именно нехватка воздуха может вызвать обогащение смеси. Причина тому банальна - грязный воздушный фильтр. Рекомендуется менять его не позже, чем через 20 тысяч километров. Если машина эксплуатируется в загрязненной местности, данный интервал лучше сократить до 10 тысяч.

Серый оттенок

Если на центральном электроде образовался серый оттенок или он сам побелел, имеет место сильный перегрев двигателя либо работа на бедной горючей смеси. При диагностике свечей зажигания по цвету нужно проверить также работу системы охлаждения и топливоподачи. Каждому автовладельцу следует знать, что длительная эксплуатация мотора на бедной смеси под высокой нагрузкой влечет за собой детонацию. При этом происходит прогар выпускного клапана и локальный перегрев ДВС.

Красный (кирпичный) цвет на юбке электрода

О чем говорит красный цвет? В данном случае можно говорить о повышенном содержании частиц металла в бензине.

Они могут появиться из-за применения присадок. Причем такие используются прямо на АЗС. Как быть в таком случае? Рекомендуется сменить привычную сеть АЗС. Чем опасна эксплуатация авто на таком бензине? Из-за металлических присадок образуется налет, который проводит электричество. В результате искра не проходит между электродами свечи. Последняя быстро приходит в негодность. А еще от такого топлива страдает система электронного управления двигателем и катализатор. Кроме того, забивается и кислородный датчик, который впоследствии тоже выходит из строя. На панели приборов горит лампа «чек энджин». Эксплуатировать такой автомобиль не рекомендуется. Особенно если на нем еще не вырезан катализатор и не заглушен кислородный датчик.

Масло

Выполняя диагностику свечей зажигания по внешнему виду, стоит обратить внимание на ту часть, где выполнена резьба. Так, иногда на витках обнаруживается моторное масло. Оно может быть перемешано с черным нагаром и иными отложениями. В таком случае двигатель после простоя часто троит, а по мере прогрева его работа стабилизируется. Также из-за наличия масла данный автомобиль может выдавать синий или сизый дым определенное время из выхлопной трубы. А по мере прогрева этот дым пропадает.

Еще водитель может заметить повышенный расход масла. Причина тому скрывается в твердых сальниках клапанов или в изношенных маслоотражательных колпачках. Также наличие отложений в виде толстого серо-черного слоя на свече свидетельствует о горении лишнего масла в камере. Каким образом оно проникает в камеру сгорания? Это происходит из-за залегания Если это так, то при резком нажатии на газ количество дыма увеличивается.

Нестабильная работа мотора

Очень часто владельцы грешат на свечи, если автомобиль троит. Но на практике все может быть гораздо хуже. Так, троить мотор может из-за неисправного цилиндра. А вот определить его можно как раз после диагностики по свечам зажигания. На фото в нашей статье видно, как выглядят электроды в случае проблем с ДВС. Если на поверхности присутствуют частицы бензина, имеются металлические фракции или фрагменты масла, причина точно не в свечах. В таком случае обычно происходит разрушение клапана в системе газораспределения либо разрушение поршневых колец. Чтобы прояснилась картина, рекомендуется замерить компрессию в моторе.

Как проверить компрессию?

Для этого нам нужен специальный инструмент. Называется он компрессометр. Сама работа по замеру выполняется в такой последовательности:

  • Проверяется состояние воздушного фильтра. Если он грязный, перед замером его нужно заменить. Но в экстренных случаях можно просто отсоединить воздушный патрубок (важно, чтобы рядом не было пыли).
  • Мотор прогревается до рабочих температур.
  • Отключается подача топлива (можно вынуть предохранитель бензонасоса).
  • Очищаются места свечных колодцев.
  • Выкручиваются все свечи. При необходимости заряжается аккумулятор.
  • Коробка ставится в нейтральное положение или в режим «паркинг» (если это автомат).
  • Отключается система зажигания. Для этого выполняется отключение катушки.
  • Устанавливается компрессометр. Он может вкручиваться в резьбу либо просто прижиматься. В последнем случае без помощника не обойтись.
  • Проворачивается стартер ключом зажигания. Делается несколько проворотив. Держать ключ нужно около трех секунд. При этом педаль газа выжимается полностью. Это нужно для того, чтобы снизить сопротивление во впуске.

Далее измеряются показания. На самом компрессометре имеется шкала, часто цветная. Стрелка должна находиться в зеленой шкале. Обычно это показатель от 9 до 13. Если уровень компрессии ниже, вероятно, есть проблемы с кольцами либо с клапанами. В таком случае одной заменой свечей не обойтись. Проблема «троящего» двигателя не уйдет сама собой. Также отметим, что разбег по цилиндрам должен быть минимальным - не более двух очков.

Серьезные случаи

Стоит бить тревогу, если при диагностике по был разрушен центральный электрод или керамический материал в области юбки. В чем причина этого явления? Сам по себе электрод не разрушается. К такому может привести детонация ДВС и эксплуатация автомобиля на низкооктановом бензине. Кроме того, свеча разрушается из-за слишком раннего угла опережения зажигания. В редких случаях банально подобран не тот комплект свечей (бракованный). Почему разрушение свечи - это опасно? Дело в том, что отпавшие частички могут попасть в камеру сгорания. Обычно они застревают под клапаном, разрушая его. Такую свечу нужно срочно менять. Если вовремя не устранить проблему, может возникнуть необходимость ремонта головки блока цилиндров.

Зола на электроде

Иногда встречаются зольные отложения на электроде. Цвет не играет в данном случае особой роли, а лишь говорит о работе топливной системы.

Причиной таких отложений является тоже сгорание масла. При этом звук выхлопа может быть похож на мотоциклетный. Диагностируются маслосъемные кольца.

Стенд для диагностики свечей зажигания SMC-100

В профессиональных мастерских для этого используется специальный стенд. Один из таких - SMC-100. Данный аппарат служит для диагностики свечей бензиновых ДВС под давлением в 12 атмосфер. Такое давление создается в герметичной камере с зеркалом. Режим искрообразования согласно техническим характеристикам - 1000-6500 об/мин. Что дает стенд для диагностики свечей зажигания ДВС? Он позволяет проверить свечу на:

  • Пробой изолятора.
  • Герметичность.
  • Правильное искрообразование.

Если говорить про стенд для диагностики свечей зажигания SMC-100, он может диагностировать элементы с различной резьбой:

  • М12х1,25.
  • М14х1,25.
  • М18х1,5.

При необходимости данный аппарат может укомплектовывается ультразвуковой ванной, либо пескоструйным аппаратом. Таким образом, при диагностике можно дополнительно очистить данные свечи. Питание на агрегат поставляется от сети 220 В, но при необходимости стенд может работать и от 12-вольтового аккумулятора, который имеется в каждом автомобиле. Стоимость диагностического стенда составляет порядка 22,5 тысячи рублей. При этом он довольно компактный и весит 3,4 килограмма. Разумеется, для одноразовых тестов приобретать такое оборудование нет смысла. Подобные стенды приобретаются для СТО. Так как цена агрегата высока, имеет смысл заказать диагностику свечей в мастерской. Стоит это будет порядка полутора тысяч рублей. При этом будет представлена полная картина о том, как работает каждая свеча в диагностируемом автомобиле.

Как видите, диагностика состояния свечей зажигания может рассказать о многих проблемах. Специалисты рекомендуют выполнять такую работу каждые 10-15 тысяч километров и при каждых длительных поездках. Также отметим, что важно не только выполнять регулярно диагностику по свечам зажигания, но и правильно выставлять зазор. Со временем он может увеличиться. Для каждого типа авто (карбюратор, инжектор, газ, бензин) зазор свой. Данный зазор считается между боковым и центральным электродом. Еще не лишней будет очистка свечей от нагара. Сделать это можно металлической щеткой.

А чтобы не допустить разрушения керамической части или электрода в дальнейшем, следует правильно подбирать свечи. Но как показывает практика, не всегда дорогие модели актуально использовать. Лучше купить комплект более дешевых, но менять чаще. В таком случае двигатель прослужит дольше. Не стоит гнаться за иридиевыми свечами, особенно если такие с завода не устанавливаются на ваш автомобиль.

Что касается пробега, свечи лучше менять каждые 20-30 тысяч километров. Иридиевые и платиновые служат до 80 тысяч, но стоят в несколько раз дороже. Поэтому имеет смысл использовать обычные модели. Еще один аргумент в пользу частой замены свечей - это низкое качество топлива в странах СНГ и повышенный процент присадок в бензине. Любая свеча будет иметь более низкий ресурс в таком случае.

Свечи и ГБО

Поскольку газ имеет немного другую структуру, нужно правильно подходить к подбору свечей. Они должны быть максимально «холодными». Такие свечи имеют высокую теплостойкость и низкую устойчивость к отложениям. Последний фактор может напугать некоторых владельцев. Но не стоит паниковать. Налет на таких свечах - это редкость, поскольку газ более чистый по своей структуре.

Что говорит белый налет на электроде? Он свидетельствует о том, что машина эксплуатируется на бедной топливной смеси. Часто в целях экономии многие чрезмерно закручивают кран «жадности» (на ГБО второго поколения). Машина расходует на 5 процентов меньше топлива, но такого делать не нужно. Слишком может негативно сказываться на ресурсе свечей зажигания. Также отметим, что менять их на авто с газобаллонным оборудованием нужно чаще - раз в 15 тысяч километров.

Заключение

Итак, мы выяснили, как выполняется диагностика по свечам зажигания. Зная, о чем свидетельствует тот или иной нагар, можно определить, исправен ли двигатель. Стоит регулярно проверять состояние свечей, контролировать зазор и немедленно менять элементы в случае их разрушения.


Оказывается, в камере сгорания двигателя постоянно присутствует настоящий диагностический зонд и несгораемая лакмусовая бумага... При определенных условиях, это позволяет исчерпывающе диагностировать состояние мотора. Речь сегодня пойдет о свече зажигания, но чисто в диагностическом аспекте...

Не существует, однако, сколько-нибудь толкового описания этого метода диагностики, не говоря уже о стандартизации подхода. Повезло ему ничуть не больше, чем " ",
про которую лучше вообще не знать ничего, чем знать то, что про нее пишут специалисты...

Ранее читавшим подробнейший этой методики, вероятно, даже казалось, что перед ними лишь форменная случайность, которая возникает в случае, когда крупицы достоверной информации растворяются в большом количестве желающих о ней поговорить.

Но сегодня мы рассмотрим Случайность вторую.

Сначала предоставим слово тем, кто свечи зажигания производит и, вероятно, должен знать про их состояние все (или почти все):



Подобные плакаты (с расшифровкой) часто висят в магазинах запчастей и на "тренингах" у дилеров.

Желающие изучить это бесценное знание авторитетного первоисточника - просто откройте эту картинку в полном размере. Если получилось разобраться, то вот вам не менее ценное наглядное пособие по истории автомобильной техники - оно также увлечет своей познавательностью:

Заодно отмечу, кстати, что мировые конкуренты BOSCH подобные "научные пособия" почему-то не выпускают. Любопытно было бы сопоставить глубину научной мысли.

Итак, продолжаем экскурс, остановимся на подробностях - вот так, например, комментирует состояние свечей официальный источник:

Такое состояние почти все автомобилисты опознают как "богатая смесь". Именно "богатая" - топливо здесь сгорает не полностью, откладывая сажевый осадок на изоляторе и боковом электроде. Подобные свечи можно получить также и при некорректном режиме эксплуатации автомобиля - частые короткие поездки, когда смесь все еще остается "прогревочной" - пересыщение топливом до 3-4 крат от нормы (стехиометрии). Характерна попытка автора притянуть за уши все сопутствующие заболевания: "забитость воздушного фильтра", "некорректно подобранное калильное число", неправильную (долговременно, стоит думать) топливно-воздушную смесь. Логика вида "плохо ест: рот забывает открывать" усматривается и во многих последующих примерах - мы только начали и это еще одно из самых безобидных объяснений.

Наличие желтоватого оттенка (следов применения ТЭС в топливе) объясняется высокой нагрузкой(?) на мотор и "неправильным" топливом. Редкость выдающаяся, тем более - на свечах новой конструкции - как на фото слева. Лабораторный фотошоп для получения требуемого результата, одним словом.

Заявка на победу!

Залитая насквозь маслом свеча объяснена... повышенным уровнем масла в картере! Такой высокий, видать, что до цилиндра доплескался. Также интересно и объяснение про износ клапанных втулок - по мнению автора, там не иначе как форсунка стоит масляная, которую до сих пор этой втулкой затыкали... Уважаемые читатели, если вы видите свечу в таком состоянии, то она просто не искрообразует, скорее всего. Это удивительный факт, но правда. Очень тяжело искре масляную пленку пробивать. Но даже если вы достали такую свечу из нормально (не трясется, в смысле) работающего двигателя, то "диагностировать" причину уже просто не нужно - ищите деньги на капитальный ремонт двигателя, не надейтесь даже, что вам "перелили масло".


То были искры, а теперь - огонь! И знаете ли вы, в чем причина этой золы (ну вы-то, может, и знаете, но все же)? По мнению специалистов, она исчерпывающа - "неправильное масло". Ни больше, ни меньше! Объяснение настолько потрясающее, что меркнет даже "плохой бензин": раньше было только одно объяснение, а теперь-то - совсем другое дело. Можно смело говорить - наследники Роберта Боша утверждали: это масло плохое. Для современного любопытствующего автомобилиста неожиданно проканывают нормы палитры эпитетов начальной школы - "масло какое?" - "плохое (неправильное)". А какое надо было? - Хорошее" (правильное, рекомендованное). Потрясающе.


Эту картинку из свечной кунцкамеры я привел только для того, чтобы другой десяток свечных уродств не выискивать. Если вы видите любые нарушения нормальной геометрии свечи (разрушение), то единственный выход - ремонт двигателя. Подобные кровь-кишки олицетворяют как раз то состояние, когда пить "Боржоми" и что-то "диагностировать" уже поздно. В современном двигателестроении разрушение свечи - экзотика, причиной которой является ремонтное и предремонтное детонационное уничтожение всего живого в камере сгорания.

Обращу внимание еще раз, что "диагностировать" механические повреждения как состояние двигателя бессмысленно - оно только одно - это без вариантов капитальный ремонт мотора. Не нужно обнадеживаться, что сейчас свечку поменяете и дальше поедем...

Дальше начинается самое интересное: былинные пересказы и самочинные фантазии русскоязычных авторов. Я не стремлюсь объять их необъятную фантазию, но все же любопытно, как трактуют вышеприведенные состояния наши соотечественники. Ясно как: из двух зол они выбирают обе. Иной раз даже спорят с иностранцами: масло говоришь, "wrong"?

При очередных профилактических работах вы заметили белый нагар на свечах зажигания, тогда необходимо знать, что ваш автомобиль «заболел».
Белый нагар на свечах зажигания или иного цвета, не важно, мы знаем, что это проблемы с топливной системой .

Ярославль оппонирует:

4) Отложения на свечи зажигания . Данный вид неисправности свечи зажигания является следствие некачественного бензина, меняем заправку, помним, что раз отложения есть на свече, значит они есть еще где — то, т.е. и на других элементах двигателя. Выход из данной ситуации -это чистка свечи зажигания и смена заправки.

Дескать, то не "топливная система", а конкретно бензин плохой. Заправку поменяй, дурень...

Но не все так плохо! Бывает даже хорошо! Вот, например, нечто, что затрудняюсь классифицировать в любой форме: здесь очень много хорошего, очень хорошего и даже отличного и даже отчаянно превосходного! А если и есть что-то "плохое", то все равно хорошее! Невольно задумаешься - по свечам из данной выборки топливные карты что ли настраивали? Пора, вероятно, Минздраву встречно вводить перевернутые нормы типа "здоров", "очень здоров", "ну и здоров же!": молча любуемся, больше нечего добавить.

Смотрим на не менее странную классификацию:


А вот здесь любопытно даже, чем "механическое разрушение" отличается от "позднего зажигания" и "детонации", что удостоились аж трех различных категорий?! Снова запомните как выглядит "накопление отложений присадок топлива", в копилку к уже двум аналогичным состояниям, рассмотренным выше.


Знаете, вот на этой картинке все вроде бы правильно и логично. И все только лишь потому, что внятно указаны два четких состояния: "плохо" и "хорошо". Лишние слова с разобъяснялками отсутствуют и картины не портят. Даже не знаю, стоило ли крестики ставить, или вы бы сами догадались по внешнему виду? Одна беда только: свечей из абсолютно исправного двигателя на этой иллюстрации нет. А "исправная" свеча, от свечи в центре иллюстрации, ничем качественно не отличается.


Cпросим у автора очередного исследования свечей пояснений, чем же качественно различаются состояния 1 и 4?! Немало удивимся столь странному диагнозу, как "окисление". Очень любопытно: чем и чего? Немногими строками выше, такое состояние (номер 6) уверенно описывали плохим качеством масла, топлива и топливной системы. А здесь какое-то неведомое окисление? Сгорание топлива - само по себе "окисление", в прямом понимании. Свеча тоже пыталась сгореть?!

Подобной информации в сети немало, продолжать можно еще долго. Почти каждый подобный плакат пугает с порога, демонстрируя совершеннейшую экзотику, которую нормальный владелец никогда не повстречает в практике, проходя мимо крайне важных и говорящих о состоянии двигателя состояний. Кроме того, реально востребованные иллюстрации уравниваются в правах наглядности со страшилками, что нивелирует смысл и опасность настоящего "врага" двигателя. В результате, получается очередная иллюстрированная бессмыслица:

Почему так происходит?

Ответ довольно прост.

История двигателестроения поделена на два неравных этапа: длительный отрезок довоенной и послевоенной техники с экстенсивныйм (количественным) развитием - экслуатационные характеристики двигателей нарастают только лишь металлом и качественно не меняются годами - никому не нужен (да и не выгоден) прогресс. В 80-х же начинается постепенный переход на микропроцессорное управление, бурная борьба за экономику и экологию. Первопричина уже была здесь озвучена и разобрана - это Мировой нефтяной кризис. Моторы после него стремительно становятся "умными" и "точными". Микропроцессорный впрыск почти мгновенно вытесняет архаичный карбюратор. Борьба идет буквально за микролитры топлива. Технологии делают резкий качественный скачок - мотор условных 80-х и относительно современный различаются как Вагнер и Ваенга. Общего у них - только лишь принцип и базовые конструктивные решения.

Кардинальные технологические изменения затронули систему питания и ГРМ. С точки зрения монотонности и контролируемости процессов сгорания, это огромный прорыв - в цилиндр прецизионно подают только то, что там нужно, ровно столько, сколько нужно и ровно в тот момент, когда нужно. Фазы сгорания контролируются практически идеально на всем протяжении рабочих оборотов. В общем - с таким тотальным контролем и технологичностью, старым двигателям сталкиваться не приходилось даже близко.

А ведь именно для них, в отсутствие средств современного контроля и диагностирования двигателя, была изобретена довольно грубая прикладная полевая методика "диагностики по свечам". Аналогия с "капельной пробой" очевидная.

Актуальность вышерассмотренных "диагностик по свече" напоминает применение багажа знаний фонарщика XIX века для диагностики и ремонта блока розжига ксеноновых фар.

Любопытно даже, что будет делать современный автовладелец, изъявший из мотора механически поврежденную свечу, если обнаружит в табличке рекомендацию "регулировать угол зажигания", или "искровой зазор"?! Как можно взять свечи "погорячее", если сейчас в каждый конкретный мотор идет только конкретная модель свечи? Ну и так далее - с момента, когда начинаешь вдумываться в конкретные рекомендации, абсурд ситуации лишь усиливается.

Итак, в виду вышеизложенного, произведем вынужденное отсечение архаизмов: 99% вышеприведенных состояний свечей и рекомендаций по их устранению безнадежно устарели и являются, что называется, давно и неправдой.

Хуже того - заметная часть рекомендаций из вышеприведенных таблиц попросту невозможна в рамках современной программы обслуживания: рекомендации "очистить", "отрегулировать зазор", установить свечу "погорячее", "отрегулировать угол зажигания" и проч., это лишь далекое эхо технологически несовершенного прошлого. Даже несмотря на теоретическую возможность заняться нечто подобным для современного мотора (очистить, установить "нестандартную" свечу, отогнуть боковой электрод и даже "чипануть" топливные карты и карты углов зажигания) у этих советов есть главное свойство - с точки зрения ремонта и ресурса, они бесполензны и лишены смысла.

Перечисляю конкретные критерии, которые уничтожают смысловую нагрузку подобной диагностики для современных двигателей:

1.Исключительно точное управление смесеобразованием и замкнутый контроль смесеобразования;
2.Точное управление фазами газораспределения;
3.Применение современного топлива (застандартизированного до крайности, привязанного к современной технологии получения);
4.Наличие встроенного контроля за работой всех систем двигателя - исключает непреднамеренную эксплуатацию неисправного двигателя;
5.Все рабочие параметры двигателя заданы электронным способом и строго контролируются им же.
6.Широкое применение технологических новшеств оптимизации и продления стабильности процессов сгорания во времени, таких, например, как гидрокомпенсаторы.

и некоторые другие меры, которые в совокупности делают качественные отклонения двигателей от номинального режима ничтожными...

В сравнительном контексте, все классические двигатели имеют лишь ту или иную степень неисправности (разрегулированности), которую, разумеется, было сравнительно удобно диагностировать при периодической замене свечей. Свечи были без современного тугоплавкого электрода и менялись буквально на каждом ТО - удобство, периодичность контроля и своевременность возможного вмешательства были оптимальны. Тут уместно было и "зазор поправить", "свечки погорячее подобрать" и даже углы зажигания поточнее выставить.

Все "наглядные пособия" на фото, в лучшем случае, относятся к периоду до 2005 года - времени, когда началось массовое применение свечей с тугоплавкими электродами. На фото же сплошь ископаемые динозавры. А все выводы опираются в большинстве своем на экслуатационные основы 60-х годов, что отлично видно по сути раздаваемых рекомендаций: подогнуть электрод, установить свечи "погорячее" и проч.

Итак, резюмируем: 99% выводов из "наглядной свечной диагностики" для современного двигателя бесполезны. Причин тому - масса, но даже части их достаточно, чтобы такие плакаты с современных мастерских содрать и больше никогда их там не развешивать.

Но что же делать владельцу современного автомобиля, в полностью контролируемом электроникой двигателе которого "нет ошибок", который заправляет автомобиль современным "высоким октаном" 95-98 и использует свечи с тугоплавким электродом? Может ли ему помочь бесплатная и удобная "диагностика по свечам"? О чем может предупредить и от чего уберечь? Что может сказать о здоровье двигателя "в полевых условиях"?

Тут будет трудно спорить с автолюбителем, который эксплуатирует современный двигатель малолитражки. Именно он и возразит: дескать, все понимаю, согласен, но свечи-то попадаются с явными измененями во внешнем виде. Почему же в статье написано, что такие признаки "не работают?".

Работают. Безусловно.

Даже если у вас не сверхпрогрессивный BMW N20, высокотехнологичный BMW N46N, а просто современный исправный мотор выпуска от начала 80-х, свеча может быть крайне полезным наблюдателем процессов в камере сгорания.

1.Состояние первое. Показательное. Называется оно "масло на резьбе". Игнорируется и неправильно трактуется 99% исследователей. Исправляем эту ошибку.

Смотрим только на резьбу:

Смотрим еще, только на резьбу:

Перед нами 100% гарантия того факта, что вверху ГБЦ постоянно присутствуют микропорции масла, которые пульсацией давления в камере сгорания продавливает на резьбу. Постоянное наличие масла сверху ГБЦ - это вероятные проблемы с клапанными втулками и, возможно вентиляцией картера, турбинами. Если мотор в общем исправен, то это потребует ремонта ГБЦ - от замены колпачков, до замены направляющих втулок. В нормальном случае, этот признак четко дифференцирован - см. на фото - проблема этих машин только одна - утечка масла через колпачки. Сопутствующих симптомов и аномалий не выявлено.

2.Состояние второе, знай врага в лицо:

На фотографии отлично виден белесый налет. Это осадок от длительного выгорания присадочного пакета моторного масла. Его оттенок зависит от фактического пакета присадок, а также (реже) от некоторых присадок в топливе - дополнительно ими подкрашивается. В подавляющем количестве случаев, это твердая крупа серого оттенка. Мотор на фотографии давно и со вкусом потребляет моторное масло через пакет колец :

Дело в том, что на такте выпуска (при открытии выпускного клапана), прорвавшаяся через негерметичность пакета колец масляно-воздушная эмульсия "протягивается" через самую горячую точку в камере сгорания - раскаленную свечу. Не выгорают только самые стойкие минеральные соединения, такие, как на фото. Именно по этой причине, 90% "здоровых" состояний свечей в Сети таковыми не являются. Не для свечи (сама свеча будет работать до упора) - для мотора:

На фото выше - свеча из гарантированно потребляющего масло двигателя. Это самое начало процесса (крупинок еще совсем мало), но уже есть повод задумываться о срочной раскоксовке колец - дальше будет хуже и расход будет прогрессировать. Через несколько сезонов будет уже примерно вот так:

Единственное нормальное состояние свечи из исправного двигателя - на этом фото. Никаких отличий от "свечи из коробки":

1.О чем статья?
Единственные два состояния свечи, которые красноречиво и информативно говорят об эксплуатационном состоянии современного мотора: "резьба в масле" и "сухой зольный нагар" на внутрицилиндровой части свечи. Именно эти два индикатора всеми почему-то полностью игнорируются при подобной диагностике.

2.И о чем говорят?
Мокрая резьба - проблемы с поступлением масла сверху. Чаще всего - колпачки-втулки. Реже - вентиляция и уплотнения турбин. Серые крупинки на свече - чистый индикатор расхода через кольца.

Оба признака рано или поздно встречаются и присутствуют одновременно, но это уже длительно запущенные моторы, как правило, в предкапитальном состоянии - как на фото - вместо налета крупинками там уже собирается более рыхлая "шуба". Наличие многослойной шубы уже не позволит просто "раскоксовать" кольца - в таких случаях, как правило, состояние мотора уже запущено безвозвратно:

3.Насколько это точно?
Если двигатель в остальном условно исправен, этого более чем достаточно для определения здоровья мотора и его перспектив, если больше ничего посмотреть не получается и эндоскопа в радиусе 100 км ни у кого нет.

4.Бывают ли исключения?
Разумеется - лучше знать историю мотора, свечам в двигателе требуется пребывать не менее года, самой проблеме в двигателе также должно быть не менее нескольких месяцев, не стоит умышленно пачкать резьбу моторным маслом (такое, кстати, встречается) и еще несколько очевидных факторов, которые могут повлиять на достоверность этого метода. Но если понимаешь, что делаешь и уверен в отсутствии побочных причин - методика 100% действенна.

5.Ну а это тогда что?

Это уже МОКРАЯ свеча. Если это бензин, то к диагностике "условно исправного" двигателя такое состояние не относится - там явно есть тактические проблемы с топливоподачей и воспламенением, а вот если это масло, или бензин-масло, то этому двигателю уже ничего не поможет - это не диагностика, это направление на капремонт. Чисто аварийное состояние - здесь масло бьет в цилиндр фонтаном. К диагностированию (с ретроспективой и перспективной оценкой состояния цилиндро-поршневой) с такими картинками подходить незачем - уже поздно.

6.А вот это?


Вот это сплошный мелкодисперсный краситель - металлосодержащая присадка из бензина. Лет 20 такие антидетонаторы пользовали без последствий, а затем запретили "за экологию" и она стала "вредной". Как ни странно, встречается до сих пор даже в крупных городах и никакой опасности для свечи не представляет. Красных свечей видел много, но неисправных среди них не было. К диагностике состояния самой свечи и мотора отношения не имеет - просто признак без каких-либо последствий.

Будет дополнено при возникновении принципиальных вопросов.

Проведение полной диагностики двигателя – это мероприятие, которое займет много времени и способно опустошить ваш кошелек на внушительную сумму. Можно использовать современные электронные приборы для диагностики, а можно и вовсе разобрать двигатель до винтиков и, вооружившись микрометром, проверять все размеры и зазоры, влияющие на его работу. Но есть способ намного проще – один только цвет свечей зажигания расскажет вам многое о состоянии двигателя.

Осмотр свечей зажигания — один из самых простых способов диагностики мотора

Для начала стоит разобраться с тем, что такое свеча зажигания, для чего она необходима и какие ее характеристики наиболее важны. Ее роль в двигателе – это воспламенение смеси бензина и воздуха, поступающей в камеру сгорания. Заметьте, что полную картину вы можете получить только в случаях с бензиновыми моторами. Двигатели, работающие на дизтопливе, имеют в своей конструкции свечи, но их функции совершенно другие. Поломка такого, казалось бы, незначительного, элемента, способна нанести двигателю непоправимый ущерб. Обычно возникает цепная реакция, в результате чего неисправность всего одной свечи может дорого стоить автовладельцу. Нередко ломаются крышка трамблера или (или одна катушка, в зависимости от автомобиля). Даже лямбда-зонд или каталитический нейтрализатор могут выйти из строя, если барахлит какая-либо свеча в бензиновом моторе.

Обратите внимание: свечи бывают: дуговые, искровые, накаливания, каталитические. Для воспламенения топливной смеси из воздуха и бензина применяются искровые.

В то время, когда в цилиндре закрыты клапаны, а поршень находится в районе верхней мертвой точки, происходит электрический разряд между электродами. Сила тока невелика, но напряжение может достигать 20-35 кВ (зависит от типа системы зажигания – контактная, бесконтактная, с микропроцессорным управлением), в результате чего между электродами появляется искра, способная воспламенить бензин. Момент возникновения искры зависит от правильности регулировки зажигания. Для нормального функционирования необходимо, чтобы ремень ГРМ (или цепь) был установлен с необходимым натяжением и метки на коленчатом и распределительном валах совпадали с метками на блоке. Также важна правильная установка трамблера, который распределяет высокое напряжение на соответствующие свечи.

О чем говорит состояние свечей

Всегда обращайте внимание на цвет электрода

Ниже мы привели наиболее распространенные способы определить состояние двигателя по свечам зажигания, а также выявить неполадки некоторых других систем автомобиля.

Рисунок 1. Рабочая свеча, выкрученная из правильно работающего мотора. Цвет центрального электрода – светло-коричневый, практически нет нагара и иных отложений, а также следов масла.

Рисунок 2. Черный бархатистый нагар. Чаще это говорит о переобогащении смеси из-за неправильно настроенного карбюратора или инжектора, либо о том, что в автомобиле засорился воздушный фильтр.

Рисунок 3. Светло-серый или белый электрод. В этом случае смесь в мотор, скорее всего, подается обедненная. Если ничего не предпринимать, в результате можно получить перегрев свечи либо камеры сгорания, что нередко приводит к прогару клапанов.

Рисунок 4. Красноватый цвет электрода. Говорит о том, что мотор длительное время работает на топливе с большим количеством металлосодержащих присадок (в основном марганцевых). Такой налет проводит ток легче, чем электроды свечи. Это приводит к тому, что свеча перестает работать.

Рисунок 5. Хорошо заметные следы масла на резьбе. Это может быть следствием плохого состояния маслоотражательных колпачков. В таком моторе зачастую повышенный расход масла. Также сразу после пуска из выхлопной трубы валит синеватый дым, а двигатель подтраивает, но по мере прогрева мотора, «симптомы» исчезают.

Обращайте внимание также на наличие следов масла и бензина

Рисунок 6. Эта свеча была извлечена из нерабочего цилиндра. Юбка центрального электрода, собственно, как и он сам покрыта слоем масла с вкраплениями несгоревшего бензина, а также частичками разрушений, которые произошли в цилиндре. Причиной может быть разрушение клапана или перегородки между поршневыми кольцами. Такой двигатель будет «троить» постоянно, а расход топлива значительно возрастет. Решение однозначно – капитальный ремонт мотора.

Рисунок 7. Центральный электрод и керамическая юбка полностью разрушены. Причин может быть масса. Вот лишь наиболее вероятные из них: двигатель продолжительное время работал с детонацией, длительное использование низкооктанового бензина, ранее зажигание, или заводской брак свечи зажигания. Симптомы работы мотора приблизительно такие же, как и в предыдущем случае. Если частицы разрушенного центрального электрода не смогут проскочить в систему выхлопа, а застрянут под выпускным клапаном, то ремонт ГБЦ гарантирован.

Рисунок 8. Обрастание электрода свечи зольными отложениями, причем не имеет особого значения их цвет. Такие отложения возникают в результате поломки или залегания маслосъемных колец (внутри цилиндра сгорает много масла). В таком моторе будет повышенный расход масла, выхлоп будет напоминать мотоциклетный.

Рисунок 9 . Эрозия электродов. Чаще всего возникает из-за несвоевременной замены свечей либо использование топлива, содержащего большое количество свинца. В последнем случае благодаря интенсивным химическим процессам электроды из никелевого сплава стремительно разрушаются, особенно под воздействием высоких температур. Такой мотор работает неустойчиво, затруднен запуск, постоянно «троит», мощность его падает.

Внимательно осматривайте не только электроды, а и керамическую изоляцию

Рисунок 10. Свеча забрызгана бензином. Зачастую подобное явление возникает из-за неправильной работы системы зажигания либо инжектора (карбюратора). В зимнее время топливо может не успевать испариться, поэтому и оседает на стенках цилиндров и свечах. Можно попробовать выкрутить свечи и просушить их.

Послесловие

Чтобы мотор вашего автомобиля работал без проблем, о свечах зажигания стоит вспоминать регулярно. Хотя производители свечей и дают гарантию около 30 000 км на свои изделия, диагностику их лучше производить чаще (например, при каждой смене масла). Тем более что диагностика двигателя по свечам зажигания занимает мало времени и осуществляется без затрат с точки зрения финансов. И если менять свечи своевременно, вы избавитесь от многих проблем не только в системе зажигания, но и в системе смазки, выпуска отработавших газов, и немаловажно – сэкономите немало денег на бензине.

По внешнему виду свечей зажигания можно судить о том, какие проблемы в настоящий момент имеет инжекторный двигатель автомобиля. Все его неисправности и неисправности его системы управления напрямую отражаются на состоянии свечей зажигания. По можно судить как о состоянии двигателя, так и состоянии самих свечей.

Рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся, варианты возникновения различного нагара на свечах зажигания на примере двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 оборудованного системой впрыска топлива.

Диагностика по свечам зажигания

— Нормальная свеча

Цвет электродов и резьбовой части свечи зажигания коричневый или серовато-желтый (см. фото выше). Износа электродов практически нет, зазор между ними соответствует норме. Свеча по своим характеристикам и калильному числу соответствует двигателю. Система управления инжекторным двигателем работает нормально.

— Свеча с сажевыми отложениями

Сухой черный или темно-серый налет (сухая копоть) на электродах и резьбовой части свечей зажигания говорит о , поступающей в цилиндры двигателя, засоренности форсунок, проблемах с системой зажигания или выходе самой свечи из строя (пробое). При этом двигатель работает с пропусками зажигания, возможен затрудненный запуск и неустойчивый холостой ход, черный дым из глушителя. Следует проверить степень загрязненности воздушного фильтра, исправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), датчика кислорода, регулятора ХХ.

Свеча не соответствует по калильному числу для данного двигателя (). Постоянный сильный перегрев двигателя. Возможно неисправен вентилятор системы охлаждения на радиатор или датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). по причине неправильной работы какого-либо датчика ЭСУД (например. датчика кислорода, датчика температуры ОЖ) или регулятора ХХ.

— Замасленные электроды

Электроды и резьбовая часть покрыта маслом. Причиной может служить попадание лишнего моторного масла в камеру сгорания. Масло может попасть из-за изношенных поршневых колец или маслосъмных колпачков, направляющих втулок клапанов. При этом запуск двигателя будет затруднен, возможны пропуски в работе цилиндров, сизый дым из глушителя (постоянно идет — проблемы с кольцами, при перегазовках — с колпачками), подергивания двигателя при работе. В такой ситуации необходим ремонт головки двигателя или его цилиндропоршневой группы. Виновника неисправности можно выявить, проведя замер компрессии в цилиндрах двигателя.

— Металлосодержащий налет

Кирпично-красные отложения окислов железа на изоляторе. Появляются при наличии в бензине металлосодержащих антидетонационных присадок (ферроценов). При работе двигателя на режиме больших нагрузок, при высокой температуре в камерах сгорания окислы железа восстанавливаются в токопроводящие дорожки из чистого железа и замыкают центральный электрод на «массу». Это вызывает пропуски зажигания и как следствие падение мощности и приемистости двигателя, повышенный расход топлива. Возможно скорое разрушение каталитического нейтрализатора из-за превышения в нем температуры при догорании не сгоревшего топлива. Рекомендуется в такой ситуации сменить заправку и свечи (так как такой налет ни чем не удаляется).

— Разрушенный изолятор

Изолятор может быть растрескавшимся или со сколами, что может привести к повреждению поршня. Причина – повышенная в цилиндрах двигателя, неисправный датчик детонации. Возможно, применяется топливо с октановым числом не соответствующим данному двигателю.

Очень часто присутствует сочетание нескольких видов налета. Например, свеча с черным налетом и к тому же замасленная свидетельствует об износе цилиндропоршневой группы или клапанного механизма.


Примечания и дополнения

— Черный и масляный налет со свечи можно удалить прочистив ее металлической щеткой и промыв в бензине. В случае особо сильного загрязнения рекомендуется замачивание свечей в ортофосфорной кислоте или преобразователе ржавчины (содержит ортофосфорную кислоту).

Свечи – один из ключевых элементов системы зажигания, отвечающие за воспламенение подаваемого топлива от образуемой между электродами искры. Их необходимо менять каждые несколько десятков тысяч километров. Более точно это значение определяется условиями эксплуатации двигателя (качеством используемого топлива, постоянной ездой в городской черте на низких оборотах, частой работой силовой установки «вхолостую»). Бюджетные одноэлектродные варианты подлежат смене уже после 15-20 тысяч километров даже при самой аккуратной езде, а дорогие аналоги – многоэлектродные платиновые или иридиевые – могут прослужить не менее 90000 км. Определить срок замены свечей поможет внешний вид.

1 Особенности диагностики

Состояние свечей зажигания рекомендуется оценивать регулярно, и марка машины при этом не важна – такая проверка нужна и отечественным автомобилям ВАЗ, и импортным. Лучше проводить эту операцию параллельно с заменой масла и дополнительно еще пару раз в год. Если вы ориентируетесь на пробег, проводите проверку состояния элемента через каждые 10-15 тысяч пройденных километров, обращайте внимание на внешний вид – не изменился ли цвет, не появился ли налет.

2 Приступаем к проверке

Признаками выхода из строя или загрязнения свечей зажигания можно назвать перебои в работе двигателя, который начинает «троить», заметно теряя мощность, выдавая серьезные вибрации, пропуская зажигание с возникновением сильных хлопков в выпускной системе. Это значит, что его цилиндры, один или несколько, работают нестабильно или не работают полностью, а их проблемы вызваны дефектами свечей.

Выключите зажигание и специальным ключом выкрутите нужный элемент, предварительно освободив его от наконечника (колпачка). При работе крайне осторожно следует обращаться с высоковольтными бронепроводами – тянуть их, во избежание поломки, не стоит.

Во время осмотра выявляются трещины, оплавления и другие заметные дефекты, определяется степень загрязнения элемента.

3 Изучаем оттенок детали

Цвет налета, присутствующего на электродах свечи, определяет исправность самого элемента и двигателя. Нормой считается светлый налет серовато-коричневого оттенка. Отложение любого иного цвета говорит о тех или иных проблемах автомобиля:

  • черная сухая копоть – это признак того, что двигатель работает на излишне обогащенной смеси, а топливной системе ДВС требуется проверка. Свеча зажигания в таком просто очищается и вкручивается обратно для дальнейшей эксплуатации;
  • светло-сероватый или белый матовый налет, напротив, указывает, что используется излишне бедная смесь;
  • такой же белый или серый налет, но с отблеском говорит о перегреве свечей из-за неправильного их подбора по калильному числу либо из-за перегрева двигателя. Повторно использовать такой элемент нельзя – он подлежит обязательной замене, причем перед установкой новой свечи не лишним будет проверить величину зазора электрода;
  • налет оттенка, который можно назвать цветом красного кирпича, свидетельствует, что в используемом топливе содержится избыточное количество металлосодержащих присадок. Красно-кирпичная запчасть тоже подлежит замене, так как отлагающиеся на ее изоляторе соли свинца и других тяжелых металлов начинают проводить электричество, что приводит к потере работоспособности элемента.

4 Диагностика состояния по другим признакам

Если на выкрученной свече в области резьбы заметны следы масла, это может быть признаком проблем с сальниками маслоотражательных колпачков или с самим двигателем, тем более если он заводится с большим трудом, «троит» сразу после запуска и начинает работать более стабильно после некоторого прогрева, слишком ест масло и дымит синим или сизым дымом. В этом случае важно проверить и свечные колодцы – они тоже могут быть залиты смазочным материалом.

Если масло покрывает другие части – центральный электрод и юбку, если обнаружено несгоревшее топливо, цилиндр этой свечи нерабочий. Дополнительные признаки его поломки – заметное «троение» мотора, серьезная потеря мощности, перерасход топлива. Причина этого как простая неисправность, так и низкая компрессия, разрушение поршневых колец, прогар клапана или иная серьезная поломка.

Тем более тревожны подобные симптомы, если на маслянистый нагар налипают мелкие частицы металла: имеет место значительный износ или разрушение какого-либо элемента. В такой ситуации требуется разборка, дефектация и ремонт двигателя.

Когда имеет место значительное разрушение центрального электрода и юбки свечи, возможные причины следующие:

  • длительная работа ДВС в режиме детонации;
  • выставлено излишне раннее зажигание;
  • машина использует топливо с неподходящим для конкретного типа двигателя октановым числом;
  • свеча низкопробная, бракованная или поддельная.

Разрушенный элемент подлежит незамедлительной замене, иначе его отломившиеся части способны застрять под выпускным клапаном, что приведет к серьезным поломкам.

Обильные зольные отложения любого оттенка указывают на то, что излишне расходуется масло, угарая в камере сгорания из-за износа поршневых колец или из-за любых других проблем. Это же подтверждают повышенный расхода масла, синеватый оттенок выхлопа при перегазовках, выделение маслянистого дыма.

5 Ставим свечу обратно

Установка новых или очищенных свечей зажигания выполняется сначала вручную – элемент аккуратно вворачивается в свечные колодцы без использования какого-либо инструмента. И только тогда, когда запчасть легко вкрутится по резьбе, ее докручивают специальным ключом, пока коническая часть детали не соприкоснется с ГБЦ.

При закручивании момент затяжки рекомендуется соблюдать тот, что указан в технической документацией для конкретной машины. Перетяжка чревата поломкой и необходимостью последующего ремонта головок блока цилиндра и другим неприятным последствиям. Не стоит и недокручивать свечу – слабо закрученная, она обязательно вызовет сбои в работе двигателя.

Если новые свечи слишком быстро после своей установки изменяют оттенок, обрастают нагаром и снова становятся причиной сбоев в работе силовой установки машины, они:

  • неправильно подобраны для конкретно этой модели автомобиля;
  • поддельные или бракованные;
  • ломаются из-за каких-либо неисправностей двигателя.

Не исключена и ситуация, что автомобиль эксплуатируется на топливе низкого качества с использованием низкопробных смазочных материалов.

Свечи зажигания, как свечные провода высокого вольтажа, – это расходные материалы, которые необходимо с определенной периодичностью менять на новые. А если двигатель вашей машины имел какие-либо проблемы и тем самым выводил эти элементы системы зажигания из строя, после его ремонта рекомендуется заменить и комплект свечей.