Революционный террор в Российской Империи: За что взрывали князей, покушались на царя, и что из этого вышло. Почему народовольцы перешли к методам террора? Это озлобленность, отчаяние или что-то иное? Россия и крестьянский вопрос

Революционный террор в Российской Империи: За что взрывали князей, покушались на царя, и что из этого вышло. Почему народовольцы перешли к методам террора? Это озлобленность, отчаяние или что-то иное? Россия и крестьянский вопрос
Революционный террор в Российской Империи: За что взрывали князей, покушались на царя, и что из этого вышло. Почему народовольцы перешли к методам террора? Это озлобленность, отчаяние или что-то иное? Россия и крестьянский вопрос

Стоит отметить, что террор народовольцев был сугубо индивидуальным. Они не стремились к массовым убийствам простых обывателей с целью устрашения, подобно тому, как это делают многие современные экстремистские организации. Их акции были направлены исключительно против определённых представителей власти. Случайные люди даже если и становились жертвами революционного террора (например, при покушении на Александра II 1 марта 1881 года были убиты казак лейб-гвардии Александр Малеичев и 14-летний мальчик Николай Захаров) никогда не являлись его мишенью. Народовольцы стремились, по возможности, избегать ненужного кровопролития.

Переход к таким методам был связан со сформировавшимся в русской радикальной революционной среде пореформенного периода мнением о том, что в условиях авторитарного монархического режима борьба за новые преобразования легальными политическими методами невозможна. Считалось, что единственным действенным способом являются убийства отдельных высокопоставленных представителей власти, которые должны дезорганизовать деятельность царского правительства и подтолкнуть широкие народные массы на борьбу против него.

Одним из первых представителей русского революционного терроризма был лидер кружка «Народная Расправа» Сергей Нечаев, который стал прототипом для Петра Верховенского из романа Достоевского «Бесы» . Он писал о переходе к новым методам борьбы: «...Мы потеряли всякую веру в слова; слово для нас имеет значение только, когда за ним чувствуется и непосредственно следует дело. Но далеко не всё, что называется делом, есть дело. Например, скромная и чересчур осторожная организация тайных обществ, без всяких внешних, практических проявлений, в наших глазах не более, чем мальчишеская игра, смешная и отвратительная. Фактическими же проявлениями мы называем только ряд действий, разрушающих положительно что-нибудь... мешающее народному освобождению».

Индивидуальный террор стал одним из видов практической деятельности созданной в 1879 г. «Народной воли». Он не занимал главного места в планах организации, поскольку члены партии считали предпочтительным мирный путь развития страны. В программе Исполнительного комитета «Народной воли» говорилось о таких формах протеста как «сходки, демонстрации, петиции, тенденциозные адреса, отказ от уплаты податей». В партийной инструкции по подготовительной работе принятой весной 1880 г. выражалась надежда, что «одряхлевшее правительство, не дожидаясь восстания, решится пойти на самые широкие уступки народу» и «тем лучше: собранные силы пойдут тогда на мирную работу».

Террор должен был стать лишь катализатором народной революции. В программе Исполнительного комитета подчёркивалось: «Террористическая деятельность, состоящая в уничтожении наиболее вредных лиц правительства, в защите партии от шпионства, в наказании наиболее выдающихся случаев насилия и произвола со стороны правительства, администрации и т. п., имеет своей целью подорвать обаяние правительственной силы, давать непрерывное доказательство возможности борьбы против правительства, поднимать таким образом революционный дух народа и веру в успех дела и, наконец, формировать годные к бою силы». С этими целями осуществлялись многочисленные покушения на Александра II и царских чиновников.

Члены Исполнительного комитета «Народной воли» неоднократно заявляли, что немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция. При этом они резко негативно относились к подобным методам борьбы в условиях демократического государства. В заявлении по поводу убийства президента США Джеймса Абрама Гарфилда, опубликованном в №6 газеты «Народная воля» от 23 октября 1881 г., говорилось: «Исполнительный Комитет считает долгом заявить от имени русских революционеров свой протест против насильственных действий, подобных покушению Гито. В стране, где свобода личности даёт возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей - в такой стране политическое убийство, как средство борьбы, - есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своею задачею. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия».

Народовольческий террор не повлёк за собой ожидаемого широкого революционного взрыва. Иногда простые люди помогали полиции задерживать членов организации. Например, Николай Рысаков, участник покушения на Александра II 1 марта 1881 г., был схвачен оказавшимся рядом мостовым сторожем на конно-железной дороге крестьянином Михаилом Назаровым. Однако порой акты революционного террора вызывали сочувствие среди населения. Вот как описывал корреспондент выходившего в Лондоне русского эмигрантского журнала «На родине» подробности ареста народовольцев Степана Халтурина и Николая Желвакова, которые 18 марта 1882 г. убили в Одессе прокурора Стрельникова.

«…Халтурин, убедившись, что Желвакову пробиться к пролётке невозможно, соскочил с неё и, выхватив револьвер, хотел поспешить на помощь к товарищу, но на первых же шагах он споткнулся. Еврей, приказчик из угольного склада, околоточный надзиратель и несколько карантинных рабочих бросились его задерживать. „Оставьте! Я социалист! Я за вас!“ - крикнул Халтурин. Рабочие инстинктивно остановились. „Чтобы ты так жил, как ты за нас!“ - ответил приказчик, здоровенный негодяй, вместе с околоточным всею тяжестью навалившийся на Халтурина. „Конечно, не за таких мерзавцев как ты, а за рабочий несчастный народ!“ - проговорил тот, с трудом переводя дыхание. Подоспевшая полиция помогла им связать Халтурина и зверски скрутить ему руки глубоко впившимися в тело верёвками.

Желваков увидал, что делается около пролётки и, почти у самого прохода, свернул в сторону по направлению к Карантинной площади, всё продолжая бежать, хотя силы, должно быть, уже начали оставлять его. Столкнувшись с чиновником Игнатовичем, тоже бросившимся преграждать ему путь, он приостановился немного; тогда погоня мгновенно окружила его и обезоружила, повалила и связала. Обоих арестованных тотчас же увезли в полицию. А оставшаяся на месте толпа, разбившись на кучки, толковала о происшествии. „Что тут случилось?“ - спрашивали вновь пришедшие. „Да вот девушку на бульваре убили“, - отвечали в одном месте; „старика какого-то убил один“, - говорили в другом; „невесту свою убил один, молодой такой“, - сообщали в третьем. Никто не знал ещё истинного смысла происшествия. Но постепенно распространяясь с бульвара, вести дошли и до нижних улиц. Сперва разноречивые: „Стрельников убит!“ - „Градоначальника пристрелили!“ - „Самого Гурко“. Но к ночи всюду было уже известно, что убийство „политическое“ и убит именно Стрельников.

Отношение тотчас изменилось: „Если б знали, отбили бы“, - говорили карантинные рабочие. Говорят, даже сам Игнатович заболел от угрызений совести, что помог задержать убийцу Стрельникова. В городе стало заметно возбуждение. Одни спешили на бульвар, посмотреть место происшествия, кровь, скамейку; другие толпились у полиции, куда привезли арестованных. Сочувственное отношение к событию можно было подметить повсюду. Не говоря уже о восклицаниях: „собаке собачья смерть!“ - „так ему сукину сыну и нужно!“ - мне случилось натолкнуться на такие сцены: на бульваре у самого спуска группа публики окружает очевидца происшествия. Тот с жаром и размахивая руками рассказывает, как отбивался Желваков, как он бежал, и в восторге беспрестанно прерывает свою речь восклицаниями: „Вот герой-то! Вот молодец!“ Публика сочувственно слушает, затаив дыхание.

У квасной лавочки, против полиции, я заметил маленький кружок, состоявший из лавочницы, нескольких подмастерьев-сапожников и серого мужичка, что-то шепотом говорящего остальным. При моём приближении разговор смолкает. „Что случилось?“ - спрашиваю я. - „Енерала убили“. - „Кто?“ - „Да двое каких-то… молодые“. - „Поймали?“ - „Поймали бедных“, - отвечает мужичок и, тотчас же спохватившись, прибавляет, меняя тон: „Как же, поймали… привезли уже“. - „За что же они его убили?“ - спрашиваю я. Мужичок пристально посмотрел на меня и тихо произнес: „Да звестно… говорить-то нынче нельзя“, - и таинственно умолкает. У всех грустные лица…»

> Народовольцы стремились, по возможности, избегать ненужного кровопролития.

О, да, конечно, именно для избежания ненужного кровопролития был организован взрыв царского поезда в 1879 году, или взрыв в 1880 году 30 килограммов динамита в здании Зимнего дворца через этаж от столовой (погибло 11 солдат и офицеров караула, находившихся в помещении непосредственно над бомбой, 56 ранены). Безусловно это исключительно с целью того, чтобы не пострадали невинные люди и избежать кровопролития.

Ответить

Прокомментировать

Прекрасный ответ выше изначально не хотел даже комментировать. Но раз у кого-то еще остаются вопросы, постараюсь набросать еще несколько идей.

Обратите внимание на время действия. Вторая половина 19 века, быстрый технический прогресс все больше вступает в противоречие с практически полным отсутствием прогресса социального. Эпоха просвещения, становление науки привносят новые идеи относительно того, как должно развиваться общество. Однако это все наталкивается на крайне авторитарные и патерналистские традиции управления государством. Никакой петли обратной связи даже от дворян к императору нет, попытки улучшить свое личное положение натыкаются на социальное неодобрение старой аристократии (причем, это касается как одежды, манер, так и способов ведения хозяйства, вспомните Барышню-крестьянку). При этом даже отмену крепостного права, которая назревала уже более 100 лет последовательно откладывали Екатерина 2, Александр 1 и Николай 1. Даже масштабные реформы Александра 2 отставали от запросов общества (например, хотя и были созданы дворянские землячества, но им было запрещено вести политическую деятельность, их могли распустить в любой момент).

Отсюда и вырастает традиция создания сначала кружков, затем тайных обществ. Первой технологией, которую они использовали был хорошо знакомый по прошлому веку дворцовый переворот - 14.12.1825, но в силу плохой подготовки полный провал, лидеры повешены, остальные сосланы. Начинается поиск альтернатив. На слуху у всех примеры французской революции, польских восстаний, европейских революций 1848-1849 г.г. Соответственно, дворяне начинают пытаться агитировать простой народ, а именно крестьян (как наиболее многочисленную и наиболее ущемленную группу населения) - отсюда вырастает движение "народников".
Знаменитая "Земля и воля", предшественница "Народной воли", создается как раз в 1861 году, когда становится очевидно, что реформы идут намного медленнее, чем хотелось. Они начинают пытаться организовывать массовую агитацию, но получается плохо - крестьяне не воспринимают дворян как равных, как защитников. Плюс знаменитое третье отделение не дремлет, идут аресты. Ответом на силовые действия полиции и является индивидуальный террор - единственная возможная тактика противодействия огромной отлаженной государственной машине принуждения. Как уже было описано выше, террор - лишь необходимое зло, которое должно послужить катализатором революции, напугать правительство и показать низшим сословиям, что народовольцы настроены серьезно. Однако террор провоцирует только реакционные действия правительства, пропаганда практически бесполезна, что в итоге и приводит к опоре социалистов на малочисленных рабочих, а не на крестьян. Но это уже совсем другая история.

Вообще, если отойти от конкретного исторического периода, то есть довольно большой пласт литературы, посвященной теоретико-игровому моделированию поведения власти и общества в условиях реформ. Там обычно рассматривается последовательная игра:
1 ход совершает правительство, оно выбирает между 2 стратегиями - проводить реформы или нет.
2 ход делает общество, оно выбирает в обоих случаях (если были проведены реформы или если не были проведены) надо ли менять правительство или нет
3 ход совершает правительство (новое или старое), решая, надо ли сохранять курс на реформы или же перейти к реакции.

Правительство заинтересовано в сохранении своей власти (особенно, если в стране монархия или диктатура). Общество заинтересовано в реформах и минимальных издержках.
Не вдаваясь в долгие объяснения, в итоге проведение реформ определяется соотношением издержек, ожидаемых выгод от реформ и вероятности смены правительства. Если выгоды от реформ можно получить без риска смены правительство (в российской случае - падения монархии), правительство пойдет на реформы. Если риск смены власти велик, то правительство будет реакционным.
Общество же наоборот, будет повышать издержки сохранения статус-кво, провоцируя его или на реформы или на отставку.
По сути, вся политическая история России в 19 веке этим и описывается.

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

Основные даты:

  • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
  • 1876 – создание «Земля и воля».
  • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
  • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

Видные исторические деятели народничества:

  1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
  2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
  3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
  4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
  5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
  6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Герцен А.И.

Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.


Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

- «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» - говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

- «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» - был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».


В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.


Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.


К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

«Все попытки революционеров-народников с помощью крестьянской революции свергнуть самодержавие потерпели поражение. Крестьяне не мыслили дальше своего уезда и готовы были скорее жечь усадьбу помещика, чем свергать царя». О многочисленных покушениях революционеров на Александра II — в главе книги издательства CLEVER и журнала «Дилетант» — «Время реформ».

Тогда революционеры обратились к террору против представителей власти и самого царя, чтобы разбудить массы и поднять их на борьбу.
Ни один российский император не подвергался так часто покушениям на свою жизнь, как Александр II, «царь-освободитель», сделавший так много для обновления России. Отчего так? Только ли от нетерпения революционеров поскорее добиться цели? Похоже, их острая ненависть к этому монарху была вовсе не слепа: они не могли не понимать, что последовательный курс власти на реформирование страны выбьет почву из-под ног их собственных планов революционного переустройства. В государстве, идущем по пути законопорядка и участия общества в решении важных дел, в обществе, имеющем право голоса, в народе, свободном от крепостной зависимости, просто не было бы места и повода для «революционного нетерпения».

ОХОТНИКИ
Общество «Земля и воля» было создано в 1861 году по инициативе Герцена и Чернышевского. Однако уже к 1864 году общество распалось из-за ареста большинства своих активных членов. «Земля и воля» воссоздана была только в 1876 году во главе с Александром Михайловым, Георгием Плехановым и Дмитрием Лизогубом. Позднее к ним присоединились Сергей Кравчинский, Николай Морозов, Софья Перовская, Лев Тихомиров, Николай Тютчев. Интересно, что почти все они были дворянами.
Разночинцами были только Морозов, незаконнорожденный сын помещика, и Тихомиров, сын военного врача. Организация состояла из 200 членов, не считая многочисленных сочувствующих. Основными целями «Земля и воля» провозгласила: передать всю землю крестьянам; ввести полное общинное самоуправление и свободу вероисповедания; предоставить нациям право на самоопределение.
Средствами для достижения этих целей провозглашались как пропаганда среди крестьян, так и террор, но только против агентов охранки и самых вредных для революционного дела правительственных чиновников.

Часовня на месте покушения Д. В. Каракозова 4 апреля 1866 года
на Александра II (не сохранилась)

В июне 1879 года «Земля и воля» распалась на две организации — «Черный передел», выступавший главным образом за ненасильственные методы борьбы, и «Народную волю», где преобладали сторонники террора. Выбрав своей мишенью императора Александра II, народовольцы рассчитывали, что цареубийство вызовет революцию. А конкретнее — «Народная воля» считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». После переворота Учредительное собрание, выбранное всеобщим голосованием, должно было определить форму государственного устройства.

Первый громкий теракт совершил Сергей Степняк-Кравчинский еще в августе 1878 года. Он смертельно ранил кинжалом на Итальянской улице в Петербурге шефа жандармом и начальника Третьего отделения генерал-адъютанта Николая Владимировича Мезенцова и после покушения скрылся за границей.
К моменту цареубийства «Народная воля» насчитывала более 500 активных членов и несколько тысяч сочувствующих.
Покушение на Александра II, открывшее очередной «сезон охоты» на императора, произошло 14 (2) апреля 1879 года. Бывший учитель Торопецкого уездного училища Александр Соловьев четыре раза выстрелил из револьвера в царя на набережной Мойки во время его обычной прогулки без охраны и сопровождения (!), но промахнулся. При попытке задержания Соловьев принял яд, но был спасен медиками. Террорист настаивал, что действовал самостоятельно. Его приговорили к смерти и повесили на Смоленском поле в присутствии 70 тысяч публики. Перед казнью Соловьев отказался от напутствия священника, низко ему поклонившись. До сих пор идут споры, действовал ли Соловьев по личной инициативе или по поручению «Народной воли»...
Одним из самых известных деятелей «Народной воли» был Андрей Желябов, выходец из семьи крепостных. Он был членом исполнительного комитета «Народной воли» и, наряду со своей гражданской женой Софьей Перовской, стал организатором цареубийства. Перовская, также член исполнительного комитета, дочь губернатора Петербурга и члена Совета МВД, уже в 17 лет порвала связи с семьей. Оба они 17 ноября 1879 года под Александровском участвовали в неудавшемся покушении императора Александра II во время его возвращения из Крыма. Перовская играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Льва Гартмана). Из домика, в котором они поселились, был проведен подкоп под полотно железной дороги и заложена мина, но взрыв произошел после того, как поезд миновал заминированный участок. Из-за поломки паровоза свитского поезда, который шел на полчаса раньше царского, император приказал пустить первым царский поезд. Террористы, не зная этого, взорвали мину под четвертым вагоном второго, свитского поезда, где Александра II не было.
17 (5) февраля 1880 года Степан Халтурин устроил взрыв на первом этаже Зимнего дворца, где он работал столяром. Император обедална третьем этаже, но в этот день прибыл позже назначенного времени. Весной 1880 года народовольцы готовили покушение на царя в Одессе, но оно не состоялось.
Зимой 1880-1881 годов Желябов и Перовская готовили покушение на царя уже в Петербурге. В меблированных комнатах г-жи Мессюро, располагавшихся на углу Невского проспекта и Караванной улицы, в No 12, Желябов 27 февраля 1881 года был арестован. После этого подготовку покушения возглавила Перовская, ранее руководившая наблюдательным отрядом, отслеживавшим маршруты передвижений царя.
Сначала планировали заложить мину под Каменным мостом через Екатерининский канал. Но потом решили взорвать карету императора по пути в Михайловский замок. В начале декабря 1880 года народовольцы Анна Якимова и Юрий Богданович под фамилией супругов Кобозевых сняли сырную лавку в подвале дома No 8 по Малой Садовой улице, откуда к концу февраля 1881 года под мостовую была прорыта галерея и заложена мина...

И. Е. Репин. Арест пропагандиста. 1880-1892 годы

ЖЕРТВА
13 (1) марта 1881 года Александр II выехал из Зимнего дворца в Манеж. После развода караулов император поехал не по Малой Садовой, а заехал к своей кузине в Михайловский дворец и в Зимний отправился через Екатерининский канал. Такого поворота террористы не ожидали. Перовская срочно перебросила террористов с четырьмя бомбами, изготовленными талантливым химиком Николаем Ивановичем Кибальчичем, на новое место. Первым бросил бомбу 19-летний мещанин Николай Иванович Рысаков. Взрывом были убиты несколько прохожих, в том числе 14-летний мальчик, и ранены казаки конвоя. Император не пострадал, но карета была разрушена. Рысаков, убегая с места преступления, поскользнулся на тротуаре и был схвачен мостовым сторожем крестьянином Михаилом Назаровым. Император, подойдя к террористу, спросил его имя и звание; Рысаков назвался мещанином Глазовым, по паспорту которого жил в Петербурге.
Согласно показаниям подпоручика Рудыковского, когда последний, подбежав, спросил: «Что с государем?», тот сказал: «Славу богу, я уцелел, но вот...» — и показал на раненных взрывом конвойного казака и крестьянского мальчика Николая Максимова. В ответ на слова императора Рысаков зло усмехнулся: «Еще слава ли богу?» (Когда эти показания зачитывали на суде, Желябов рассмеялся, а прокурор Николай Владимирович Муравьев заметил: «Когда люди плачут, Желябовы смеются». )
Император подошел к парапету Екатерининского канала. Перовская взмахом платка дала сигнал Игнатию Иоахимовичу Гриневицкому, 24-летнему польскому дворянину, бросить вторую бомбу. Этим взрывом были смертельно ранены и умерли в тот же день и император, и сам Гриневицкий.
Народоволка Анна Эпштейн вспоминала: «Когда я подняла глаза, то увидела, что она (Перовская. — Прим. авт.) дрожит всем телом. Потом она схватила меня за руки, стала нагибаться все ниже и ниже и упала ничком, уткнувшись лицом в мои колени. Так оставалась она несколько минут. Она не плакала, а вся была как в лихорадке. Потом она поднялась и села, стараясь оправиться, но снова судорожным движением схвати- ла меня за руки и стала сжимать их до боли…»

П. Я. Пясецкий. А. Желябов и С. Перовская на процессе первомартовцев. 1881 год

«ТРОФЕИ»?
После цареубийства исполнительный комитет «Народной воли» 10 марта предъявил новому императору Александру III письмо-ультиматум, в котором заявлялось готовность прекратить вооруженную борьбу и «посвятить себя культурной работе на благо родного народа». Императору поставили ультиматум:
«Или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу.
В интересах родной страны... во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь».
После покушения Желябов попросил приобщить его к делу о цареубийстве. Сразу же после ареста Рысаков, надеясь избежать петли, дал обширные показания, благодаря которым полиция раскрыла конспиративную квартиру на Тележной улице, где жили народовольцы Геся Гельфман и застрелившийся при аресте Николай Саблин. В ближайшие три дня после покушения на императора квартира террористов была захвачена полицией, в той же квартире был задержан Тимофей Михайлович Михайлов (Михайлов и Емельянов не успели привести свои бомбы в действие 13 (1) марта) и обнаружен подкоп с миной на Малой Садовой. Рысаков дал также показания на Софью Перовскую, Веру Фигнер («Брюнетку») и Ивана Пантелеймоновича Емельянова, сообщив следствию все, что ему было известно о «Народной воле». В конце марта последовали аресты Перовской и Кибальчича.
На суде, проходившем в апреле 1881 года, Желябов заявил: «...служил я делу освобождения народа. Это мое единственное занятие, которому я много лет служу всем своим существом». Перовская утверждала: «Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нем, но сделать его надо».

Как несовершеннолетний, Рысаков не подлежал большим срокам заключения или каторжных работ, однако уложение о наказаниях не предусматривало автоматического помилования несовершеннолетних, заслуживавших смертной казни, которая была «вне возраста». На суде он заявил: «Я убежден в том, что вся масса страданий низшего класса всякого государства, что деления всякого народа на два весьма не похожих друг на друга лагеря — имущих и неимущих, что порабощение неимущих имущими и т. д. происходит от существующего строя, который я называю либеральным».
Несмотря на наличие смягчающих обстоятельств, Рысаков был приговорен к смерти и 15 (3) апреля повешен вместе с другими народовольцами-первомартовцами

39. Революционное народничество: основные направления, этапы деятельности, сходства

признаки революционного народничества;

В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Его идеология основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм.

Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х годов А. И. Герценом.

Признаки:

1) Признание капитализма в России упадком, регрессом

2) Вера в «коммунистические инстинкты» русского крестьянина, в то, что ему чужд сам принцип частной собственности на землю и что община, в силу этого, может стать первоначальной ячейкой коммунистического общества.

3) Пути достижения должна показать интеллигенция – часть населения, не связанная с собственностью, не имеющая корыстных интересов в эксплуататорском строе, освоившая культурное наследие человечества и потому наиболее восприимчивая к идеям равенства, гуманизма, социальной справедливости.

4) Убеждение в том, что государство, а русское самодержавие – особенно, есть надклассовая надстройка, бюрократический аппарат, не связанный ни с какими классами. В силу этого социальная революция, особенно в России – дело чрезвычайно легкое.

5) Переход к новому обществу возможен только путем крестьянской революции.

М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев и их взгляды на развитие революционного процесса в России; влияние этих взглядов на практическую деятельность;

На рубеже 60-70-х годов сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Бакунин является одним из наиболее видных теоретиков анархизма. Он считал, что любая государственность – это зло, эксплуатация и деспотизм. Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т. е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия и средства производства. Они затем объединяются в более крупные федеративные единицы.

Лавров разделял тезис Бакунина о «социальной революции», которая «выйдет из деревни, а не из города», рассматривал крестьянскую общину как «ячейку социализма», но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Он доказывал, что к ней не готова и интеллигенция. Поэтому, по его мнению, сама интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать планомерную пропагандистскую работу среди народа. Отсюда различие между «бунтарской» и «пропагандистской» тактикой Бакунина и Лаврова.

Ткачев полагал, что переворот в России должен быть осуществлен не посредством крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, ибо при «диком невежестве» крестьянства, его «рабских и консервативных инстинктах», ни пропаганда, ни агитация не могут вызвать народного восстания, а власти легко переловят пропагандистов. В России, доказывал Ткачев, легче захватить власть путем заговора, ибо самодержавие в данный момент не имеет опоры («висит в воздухе»).


Идеи Ткачева впоследствии были взяты «Народной Волей».

«хождение в народ» 1874 г.: цели, формы, результаты; политические процессы 70-х годов;

Первой крупной акцией революционного народничества 70-х годов стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. Это было стихийное движение. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять парод на «всеобщий бунт». Толчком к походу «в народ» послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. в Среднем Поволжье.

«Хождение в народ» в 1874 г. потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические и антицаристские идеи.

Снова молодые люди, оставив семьи, университеты, гимназии, оделись в крестьянскую одежду, обучились кузнечному, плотницкому, столярному и прочим ремеслам и поселились в деревне. Они работали также учителями и врачами. Это было «второе хождение в народ», теперь уже в виде постоянных поселений в деревне. Часть народников решила вести пропаганду среди рабочих, в которых видели тех же крестьян, лишь временно пришедших на фабрики и заводы, но более грамотных и, следовательно, более восприимчивых к революционным идеям.

Но опять же их рассекретили.

Успех «второго хождения в народ» также был невелик. Только немногие выходцы из народа нашли общий язык с революционерами, став впоследствии активными участниками народнических и рабочих организаций

создание «Земли и воли», начало революционного терроризма, создание «Народной воли» и «Черного передела»;

Революционисты видели необходимость создания централизованной революционной организации. Такая была создана в 1876 г. В 1878 – название Земля и воля

1)При создании «Земли и воли» была принята и ее программа, основными положениями которой были:

· передача всей земли крестьянам с правом общинного пользования ею,

· введение мирского самоуправления,

· свобода слова, собраний, вероисповедания, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций.

Главным тактическим методом борьбы авторы программы избрали пропаганду среди крестьян, рабочих, ремесленников, студентов, военных, а также и воздействие на либерально-оппозиционные круги русского общества, чтобы привлечь их на свою сторону и таким образом объединить всех недовольных.

В конце 1878 было принято свернуть решение хождения в народ. В организации начинает зреть идея о необходимости цареубийства как конечной цели революции. Однако с таким решением согласны были далеко не все члены Земли и воли. И в итоге в 1879 она распалась на Черный передел и на Народную волю.

2) Трудности пропаганды, ее малая результативность, жесткие действия правительства против революционеров (каторги, тюремные заключения) побудили к террору. Были создана некоторые террористические организации.

3) «Народная воля» - революционная народническая организация, возникшая в 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения казнью императора Александра II.

цели и основные формы деятельности «Черного передела»;

Народническая организация «Черный передел», возглавляемая Г. В. Плехановым, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью «пропаганду в народе» для подготовки «аграрного переворота». Ее члены вели пропаганду в основном среди рабочих, студентов, военных. Программа «Черного передела» во многом повторяла программные положения «Земли и ноли». В 1880 г. она была выдана предателем. Арестам подвергся ряд членов «Черного передела». В январе 1880 г., опасаясь арестов, за границу с небольшой группой чернопередельцев эмигрировал Плеханов. Руководство организацией перешло к П. Б. Аксельроду, который попытался активизировать ее деятельность. В Минске была создана новая типография, которая выпустила несколько номеров газет «Черный передел» и «Зерно», но в конце 1881 г. она была выслежена полицией. Последовали новые аресты. После 1882 г. «Черный передел» распался на мелкие самостоятельные кружки. Часть их примкнула к «Народной воле», остальные прекратили свое существование.

«Народная воля»: причины выбора террора в качестве главного средства борьбы; покушения и казнь Александра II 1 марта 1881 г.;

В программе «Народной воли» ставилась цель «дезорганизации правительства. Они решили воплотить это в жизнь с помощью террора.

Покушения:

4 апреля 1866 г. на набережной Невы Каракозов выстрелил в Александра II, однако ему помешал крестьянин О.Комиссаров.

2 апреля 1879 г. все 5 выстрелов, сделанных Соловьевым в Александра II на площади Гвардейского штаба, миновали императора. 28 мая А.Соловьев был казнен на Смоленском поле в присутствии 4-тысячной толпы.

На 5 февраля 1880 года на 18 часов 30 минут был назначен обед с принцем Гессенским. Однако, по причине неисправности своих часов принц опоздал и царь и сопровождающие его лица подошли к дверям столовой лишь в 18 часов 35 минут. В этот момент прогремел взрыв.

Взрыв в Зимнем дворце не принёс желаемых террористами результатов, Александр II не пострадал,

27 февраля 1881 г. был арестован главный организатор готовившегося убийства Александра II Андрей Желябов. Подготовку покушения на царя возглавила Софья Перовская. 1 марта 1881 г. руководимая ею группа террористов подстерегла царскую карету на берегу Екатерининского канала. Н. И. Рысаков бросил бомбу, которая разворотила карету и поразила несколько человек из царского конвоя, но не задела царя. Затем бомба, брошенная И. И. Гриневицким, смертельно ранила императора и самого террориста.

Убийство Александра II вызвало страх и растерянность в верхах. Ожидали «уличных волнений». Сами народовольцы рассчитывали, что «крестьяне возьмутся за топоры». Но крестьяне восприняли акт цареубийства революционерами иначе: «Царя убили дворяне за то, что он дал мужикам волю». Народовольцы выступили в нелегальной печати с обращением к Александру III провести необходимые реформы, обещая прекратить террористическую деятельность. Обращение народовольцев было проигнорировано. Вскоре большая часть Исполнительного комитета «Народной воли» была арестована.

теоретический, организационный разгром революционного народничества и его последствия.

С разгромом «Народной воли» и распадом «Черного передела» и 80-х годах завершился период «действенного» народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической сцены. В 80-90-х годах значительное распространение получили идеи либерального (или, как его называли, «легального») народничества.

Убийство Александра II народовольцами не привело к изменению политического строя страны, оно вызвало лишь усиление консервативных тенденций в политике правительства и волну репрессий против революционеров. И хотя народническая идея продолжала жить и находить себе новых сторонников, умами наиболее радикально настроенной части российской интеллигенции начал все больше овладевать марксизм, делавший в 80-90-х годах XIX века большие успехи на Западе.