Трансмиссия газ 71. Гусеничный вездеход газ

Трансмиссия газ 71. Гусеничный вездеход газ
Трансмиссия газ 71. Гусеничный вездеход газ

ГАЗ-71 - вездеходное транспортное средство, которое использовалось в Советском союзе в военных целях, а также для исследования недоступных территорий Сибири. ГАЗ-71 сменил 47-ю модель горьковского вездехода, которая к тому времени морально устарела.

История машины

В 60-е годы, когда советская экономика заметно восстановилась от ужасающих последствий войны, правительство СССР задумалось о создании нового автомобиля, способного преодолевать любое бездорожье. Авто планировали использовать для исследования Сибири, Дальнего Востока и других неисследованных районов для развития нефтяной и газовой отраслей.

От новой машины требовали возможность двигаться не только по бездорожью, но и плыть по воде. Транспорт должен был выдерживать суровые климатические условия (повышенная влажность и экстремально низкие температуры).

С 1954 по 1964 года Горьковский автомобильный завод выпускал вездеход ГАЗ-47, широко использовавшийся в различных отраслях и ценимый за высокую проходимость. Однако в 60-е годы стало очевидным, что старый вездеход не соответствует современным требованиям. Инженеры начали разрабатывать новую модель на базе старой, взяв от неё все удачные свойства.

С проблемой столкнулись уже на стадии производства: горьковское предприятие не могло выпускать достаточного количества машин для обеспечения потребностей всего государства. В 1973 году сборочную линию вездеходов полностью перенесли на специализированный Заволжский завод гусеничных тягачей (ЗЗГТ).

Применение вездехода

Первый опытный образец гусеничной машины нового поколения был собран в 1968 году. Модель назвали ГТ-СМ. За 17 лет производства 71-я версия выполнила огромное количество хозяйственных и военных задач. Потребитель ценил эту машину за технические характеристики и высокую проходимость.

Некоторые ГАЗ-71 сохранились до нашего времени и продолжают нести регулярную службу. Их используют в основном на Севере. Долгий срок службы машины объясняется ее простой конструкцией, недорогим обслуживанием и распространенностью запчастей.

Вездеход доставляет людей и грузы разной категории в труднодоступные уголки страны, преодолевая бездорожье, водные преграды и низкие температуры. В военной отрасли ГАЗ-71 использовали для транспортировки солдат и амуниции, поддержки научных экспедиций, эвакуации раненных и так далее. 71-й способен буксировать прицепы массой до 2 тысяч килограмм.

Езда по бездорожью дополняется функцией самовытаскивания в случае застревания. Вездеход может передвигаться по сугробам, пустыне, болоту и плавать по воде. Максимальная длительность заплыва - полтора километра, за счёт вращения гусениц ГАЗ-71 может развивать скорость до 6 км/ч.

Для плавания требуется установка быстросъёмных гидродинамических кожухов. Выйти из воды машина может по наклону не более 20 градусов. Специалисты рекомендуют использовать транспорт на спокойных реках, быстрое течение может затопить автомобиль.

Технические характеристики

При движении по дорогам вездеход ГАЗ-71 показывает отличную манёвренность, развивает хорошую для своей массы и мощности скорость - до 50 км/ч. Значение максимальной скорости было увеличено по сравнению с ГАЗ-47. По болотистой местности и снегу машина разгоняется до 18 км/ч.

Технические характеристики:

  • Длина - 5 390 мм;
  • Ширина - 2 582 мм;
  • Высота - 1 740 мм;
  • Клиренс - 380 мм;
  • Мощность силового агрегата - 115 лошадиных сил;
  • Расход топлива - 100 литров на 100 км.

Расход топлива

При движении с максимальной скоростью или по бездорожью может потребоваться до 150 литров на 100 километров. Среднее значение расхода - 100 литров. Вездеход имеет 4 бака: три по 232,5 литра каждый и один на 77,5 литров. Полной заправки хватит на преодоление 400-500 километров без дозаправок.

Двигатель и КПП

Силовой агрегат объёмом 4,25 литра - ЗМЗ-41 - работает на бензине вкупе с карбюратором, имеет восемь цилиндров. Мощность - 115 лошадиных сил. Двигательный отсек оснащён системой, которая одновременно активирует мотор, коробку передач, дополнительную скорость и сцепление.

Силовая установка закрыта металлическими пластинами со всех сторон. Они легко снимаются, поэтому обеспечен свободный доступ к двигателю со стороны кабины и кузова. Дизельный мотор появился только в транспорте нового поколения - ГАЗ-3403.

Механическая коробка передач имеет пять скоростей - 4 передние и 1 заднюю. Раздатка оснащена двойной передачей. Сцепление сделано по сухому типу с одним диском. Конструкция дополняется бортовыми редукторами и ленточной тормозной системой.

Ходовая часть

В основе ходовой части лежат двенадцать катков с гусеницами. Они покрыты резиной и работают совместно с двухвенечными колёсами. На задник катки установлены гидравлические амортизаторы.

Каждая гусеница ГАЗ-71 состоит из 83 элементов, соединенных стальными креплениями. Для продления срока службы гусениц предусмотрены съёмные снегоочистители. Они не дают образовываться наледи и скоплению снега.

Устройство кузова и кабины

Грузовая платформа машины сделана из стали. Для перевозки людей в условиях низких температур предусмотрены отопительная система кузова и возможность установки тента. Тент монтируется на каркас, вентиляцию обеспечивает специальный рукав. В кузове есть санитарное оборудование для эвакуации раненных людей. Платформа предусмотрена на 10 пассажиров, для их комфорта есть откидные полумягкие сиденья.

Кабина выполнена по цельнометаллической технологии. Она имеет две двери и вмещает двух человек - пассажира и водителя. Герметизация кабины выполнена на высоком уровне - после преодоления водных преград глубиной до 1,2 метров в салоне сохраняется полная сухость. Вентиляцию обеспечивают два люка в крыше отсека. Термо- и шумоизоляция кабины выполнены хорошо. Для сохранения комфортной температуры в ней установлен отопительный механизм. Аккумулятор находится за водительским сиденьем, его закрывает металлическая пластина, которая легко снимается.

Вывод

Гусеничный вездеходный транспорт ГАЗ-71 - настоящая легенда советского машиностроения. Выпуск этой модели был закончен в 1985 году, но некоторые экземпляры работают кое-где и в наши дни, как правило, в регионах с холодным климатом.

Приобрести этот автомобиль можно на вторичном рынке. Стоимость вездехода зависит от его технического и внешнего состояния. Машины в отличном состоянии предлагаются за 700-1300 тысяч рублей, в зависимости от года выпуска. Требующие ремонта грузовики обойдутся покупателю в 200-700 тысяч рублей.

Новые запчасти есть в специализированных магазинах, имеется много предложений и на вторичном рынке. Можно использовать комплектующие от следующего поколения вездеходов - ГАЗ-3403.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Выпускался с 1968 по 1985 годы.

(В названии ГТ-СМ С расшифровывается обычно как снегоболотоход. Можно расшифровать и как Гусеничный транспортёр Средний (груз - 1 тонна) модернизированный, и соответственно ГТТ - как Транспортер Тяжёлый (груз - 2 тонны) В его полном названии тоже написано «снегоболотоход», а в сокращенном буквы С нет. Аналогия: АТЛ-АТС-АТТ (серия машин тех же лет) - Артиллерийский тягач лёгкий-средний-тяжёлый)

Транспортёр ГТ-СМ представляет собой снегоболотоходную гусеничную машину и предназначен для перевозки личного состава, различных грузов, буксировки прицепов (массой до 2 000 кг), эвакуации раненных и для других потребностей войск в северных районах страны, а так же для перевозки людей и народнохозяйственных грузов. Транспортёр может эксплуатироваться по всем видам дорог и при бездорожье с возможностью преодоления водных преград. Транспортёр рассчитан на эксплуатацию и безгаражное хранение, при температурах окружающей среды от +40 до −50 град.

Армейский тягач ГТ-МУ

Технические характеристики

  • Макс. масса в рабочем состоянии (с заправкой, без груза и экипажа), кг 3 750
  • Макс. масса перевозимого в кузове груза, кг 1 000
  • Макс. масса буксируемого прицепа, кг 2 000
  • Полная масса с нагрузкой и экипажем 2 чел., кг 4 300 - 4 950 (5300)
  • Экипаж, чел. 2
  • Число мест в кузове (десант, чел.) 10
  • Число спальных мест 2
  • двигатель- ГАЗ-71- бензиновый, карбюраторный ЗМЗ-66
  • мощность двигателя, л/с 115
  • (двигатель и 4-х ступенчатая КПП с «раздаткой» - от ГАЗ-66)
  • Топливо бензин А-76, для А-93- необходима поправка октан-корректора на двигателе
  • Макс. крутящий момент, кгс*м 29
  • Удельная мощность в л.с. /т 23,1
  • Габаритные размеры, м:
  • длина 5,39
  • ширина 2,582 (2,585)
  • высота по кабине 1,74 (1,72)
  • Дорожный просвет, м 0,38
  • База, м 3,630
  • Колея, м 2,18
  • Максимальная скорость в км/час:
  • по шоссе 50
  • на плаву 5 - 6
  • Емкость баков 4х75 л (4х 93л)
  • Запас хода по топливу, по шоссе км 400
  • Расход топлива, л/100 км
  • - по шоссе 100-150
  • - по тяжелому бездорожью 200
  • Удельное давление на грунт, кг/кв.см 0,17 (0,187)
  • Брод-1,2 метра
  • Плавает - допустимая ширина водных преград- до 1,5 км. Движитель-гусеницы (Для достижения паспортной скорости - 5 км/ч- и управляемости на воде- необходима установка впереди штатных гидродинамических щитков. Рассчитан на плавание по спокойной воде. Для входа и выхода на берег необходим пологий спуск- не более 20 град.На быстрых реках из-за большой площади подводного борта его крутит. При подходе бортом к крутому берегу возможен крен и затопление через борт )

Машина широко применялась и применяется в районах Крайнего Севера. От предыдущей модели (ГАЗ-47) возможно использование бортовых передач, звездочек, гусениц. При определенных переделках- балансиров с катками и торсионов. Множество вариантов самостоятельной модернизации пользователями (усиление корпуса, увеличение высоты кузова, установка дизеля, в том числе и с воздушным охлаждением, «ленивцев», автономных отопителей/печей - вплоть до попыток установить водометный движитель и кронштейны для подвесного мотора, примитивный штатный комплект специнструмента дополняется приспособлениями- для стягивания отверстий гусениц при их соединении пальцем, для выколачивания и установки пальцев, для установки торсионов и для вынимания обломанных торсионов из торсионной трубы. Несмотря на то, что написано в паспорте, ехать зимой при −30 и ниже в нем холодно (или очень холодно). Проблема решается установкой на зиму вентилятора от ГАЗ-66,лопасти у него загнуты в другую сторону и при том же вращении он не вытягивает теплый воздух через радиаторы из моторного отсека и всей машины, а толкает туда холодный с улицы,и после радиаторов тепло идет в кабину и кузов. То же достигается после ремонта, когда эффективную. но громоздкую штатную систему охлаждения со стоящими сбоку-слева 2 радиаторами, редуктором и 2 вентиляторами заменяют на один радиатор, стоящий перед двигателем, и вентилятор стоит на шкиве помпы, как в автомашине. Но в таком случае- летом в машине жарко. ).

Дальнейшим развитием стали варианты- (в разнообразных сочетаниях):

ГАЗ-3403 Грузоподъемность 1250 кг. Все торсионы- «толстые»(на ГАЗ-71 - только в передней и задней трубе). Двойные лобовые стекла. Увеличены топливные баки с 75 до 93 л, тормозные ленты на главной передаче заменены на более износостойкие, (но сложные в регулировке- пользователи по возможности меняют на ленты старого образца).

I. С разным тентом кузова- 1.Простой тент 2.Северный вариант(двойной, выше обычного, сзади- дверь, такая же, как правая дверь кабины, 4 спальных места в кузове) 3.Жесткий высокий кузов с большой дверью, 4 спальных места.

II. С гусеницей с резино-металлическим шарниром (для установку на обычную машину требуется и соответствующая звездочка). Заявленный ресурс вдвое выше обычной гусеницы со стальным шарниром, но- на морозе ниже −40 резко усиливается износ резины в шарнирах.

III. С автономным отопителем в кузове.

Модификации - 34032-поисково-спасательная(платформа сзади для приема груза на плаву), ГАЗ-34033-для погранслужбы(2 генератора, две группы аккумуляторов), медицинская, ремонтная-(сварочный генератор).

Радикальным новшеством стало долгожданное появление дизельного

ГАЗ-34034 - установка в тот же корпус атмосферного дизеля Д-247. Теперь расход топлива в тяжелых условиях стал 1 л/км, в отличие от «бензинки», у которой он был 2 л/км. Кроме того, дизель Д-247- лишь числом оборотов отличается от тракторного дизеля Д-243 массового выпуска (Беларусь- МТЗ-80) и несравнимо надежнее бензинового ЗМЗ-53/66.

И наконец- завод почти достиг уровня хорошо тюнингованной "частной" машины:

ГАЗ-34036/34037 -(тент2/тент1)- дизель Д-247 и дополнительный задний каток «ленивец»-(соответственно увеличилась длина корпуса (грузового отсека) на 0,6 метра. Раскрой металла при этом старый- как на 71- то есть нарощенная назад часть «лодки» приварена к старой- по месту сварки возможны трещины. Плавучесть корпуса возросла, порожняя машина притапливает нос).

Все эти машины имеют КПП (вместе с раздаточной коробкой) от а/м ГАЗ-66. Так как число оборотов дизеля Д-247 меньше бензинового ЗМЗ-66, на дизельных машинах для достижения той же максимальной скорости были изменены передаточные числа в бортовой передаче и раздаточной коробке КПП.Надежности им это не прибавило. Звездочка стала с 13 зубьями всесто 12.Она надежнее старой- толстые зубья, венец на болтах вместо заклепок. В трансмиссии можно использовать агрегаты от старых моделей.

[[ГАЗ-34039 ]](НА ФОТО ИМЕННО ОН, А НЕ ГАЗ-71 ) - выпускаемый сейчас - дизель Д-245 с турбонаддувом (как на ЗИЛ-Бычок). Визуальное отличие от ГАЗ-34037- «грибок» воздухозаборника перенесен на левую сторону. Грузоподъемность-1500 кг. Увеличилась мощность до необходимой. 5-ступенчатая КПП и новая ГП в блоке с раздаткой. Вместо правого переднего бака установлен автономный отопитель.(а.о.- ненадежен, обогревает только кузов. Нет варианта одновременного обогрева двигателя, хотя такие варианты пользователями делаются). Сцепление и КПП (хотя возможно было использовать ее от «Бычка»)- от «Валдая» (ГАЗ-33104 «Валдай»). Отзывы про них плохие.

Все эти модификации от базовой ГАЗ-71 увеличили надежность и автономность машины, но вместе с тем ее вес- до 5,3 тонны и удельное давление на грунт (с 0,17 до 0,21).

Все машины имеют одну и ту же конструкцию корпуса-"лодки", достаточно слабую. После гарантийного пробега (ГАЗ-71«бензинка»-5000 км, дизельный ГАЗ-34037-8000 км - гарантийный пробег необъяснимо возрос на более тяжелой машине- без изменения конструкции лодки:-)), особенно в горно- таежных условиях - появляются трещины в углах лобовых стекол, в борту моторного отсека, появляется изгиб борта в районе бортовой передачи, отрывается площадка крепления главной передачи. Усиление «проблемных» мест (обязательно - на новой машине - пока не появились трещины) позволяет повысить ресурс «лодки» до 30-40 тыс. км пробега. По-прежнему на всех катках, кроме задних-(408/409), стоят слабые подшипники 208/209. Было бы отлично, если завод наконец внедрил установку «танковых» торсионов- как на МТЛБ- длиной поперек всей лодки, а не половина ширины, как сейчас. Они бы дольше ходили и машина шла бы мягче,ремонт лопнувшей торсионной трубы (лопается обычно в районе шлицевого узла) во многих случаях не требовал бы вынимания дизеля и агрегатов. Кроме того, форма кабины и передней части слаба изначально из-за множества углов.(Форма кабины на 34039К "Ирбис"- как у "Газели" - скорее дань дизайну, чем надежности. Лобовое остекление такого размера просто опасно. Разбить такое стекло на морозе- рисковать жизнью). Однако практика показывает, что завод- монополист не реагирует на потребности пользователей. Все нововведения в конструкции- дизель, ленивцы- сначала делались пользователями.

Параллельно выпускалась для армии бронированная машина минимальных габаритов. Броня ~ 6 мм, от кожухов баков вверх, борт за гусеницей и днище не бронированы- как на обычном вездеходе,ФВУ, бойницы, триплексы. Известны модификации: санитарная- с лебедкой для вытаскивания раненых, химразведка, арт.тягач. Машина чуть ниже, длина меньше примерно на 0,7 метра, вместо 6 катков- 5 катков (как на ГАЗ-47)- и такая же расстановка балансиров (спаренные балансирные трубы, как на ГТТ и ГАЗ-47), баки 93 л. Все агрегаты от ГАЗ-71, только торсионы от ГАЗ-47,соответственно ширина машины меньше на 100 мм Называлась она ГТ-МУ,ГАЗ-3402,ГТ-МУ-1(дизель).Теперь, с дизелем-Д245(наддув) и ленивцем - ГАЗ-3402Д . Удельное давление 0,24. Очень верткая машина, жесткий живучий корпус, но износ гусениц больше из-за веса.

Машина была разработана в конце 60-х годов конструкторами ГАЗа. Сначала ее серийное производство было развернуто на мощностях Горьковского автозавода, а затем его перенесли на Заволжский завод гусеничных тягачей (ЗЗГТ), где выпуск ГАЗ-71 продолжался до 1985 года. Официальное название этой машины «гусеничный транспортер-снегоболотоход модернизированный».

Вездеход ГАЗ-71 предназначен для перевозки людей и грузов, он способен двигаться как по любым типам дорог, так и по полному бездорожью, включая сильно заболоченные почвы. Эта машина может преодолевать снежные заносы, форсировать водные преграды глубиной до 1,2 метра и даже плавать. В кузове вездеход может перевозить груз массой в одну тонну. Простота, надежность и абсолютная «неубиваемость» вкупе с отличными техническими характеристиками превратили этот вездеход в настоящую легенду на северных территориях… Можно еще добавить, что эксплуатация ГАЗ-71 продолжается и в наши дни.

ГАЗ-71 пройдет по любому бездорожью, он незаменим в условиях Севера

С момента начала серийного производства разработано несколько модификаций вездехода, а также целый ряд специальных машин на его основе.

История создания гусеничного вездехода ГАЗ-71

60-е годы прошлого столетия стали для Советского Союза эпохой активного освоения Крайнего Севера и огромных просторов Сибири. На выполнение этих задач страна не жалела ресурсов. На пути к природным богатствам этих регионов отважным первопроходцам приходилось бороться и с полным отсутствием дорог, и с крайне суровым климатом. Поэтому нужна была новая техника, которой подобные условия эксплуатации были бы не страшны.

Нельзя сказать, что в СССР совсем не было вездеходов. Еще с середины 50-х годов на Горьковском автозаводе выпускался гусеничный ГАЗ-47, однако к концу следующего десятилетия он считался уже устаревшим. Конструкторы приступили к его модернизации, учитывая при этом многолетний опыт реальной эксплуатации машины. Следует отметить, что основным заказчиком нового вездехода были военные, и они требовали унифицировать его по силовой установке и трансмиссии с грузовым автомобилем ГАЗ-66 .

«Газушку» с удовольствием используют различные службы

В 1968 году на Горьковском автозаводе начался серийный выпуск нового вездехода под обозначением ГТ-СМ. Однако предприятие и так было чрезмерно загружено заказами, поэтому в 1973 году производство перенесли в Заволжье, на Завод гусеничных тягачей. Там оно и продолжалось до 1985 года.

Общее описание конструкции вездехода ГАЗ-71

Корпус вездехода выполнен из стальных листов разной толщины, соединенных сваркой. Он полностью герметичен, что позволяет машине плавать и форсировать водные преграды вброд. Несмотря на довольно внушительные размеры, ГАЗ-71 имеет высокую маневренность и хорошую скорость.

Корпус машины можно разделить на три отделения:

  • кабину;
  • силовой отсек;
  • грузовую платформу.

Мотор отделен от грузовой платформы и кабины специальными стальными перегородками, панели которых можно снимать. Это облегчает доступ к агрегатам силовой установки. Также в моторном отсеке установлена помпа, в задачу которой входит откачка воды во время преодолевания вездеходом различных водных препятствий.

В кабине у ГАЗ-71

В полностью металлической кабине находится два кресла – для пассажира и водителя вездехода. Она имеет две боковые двери и два люка, которые размещаются в крыше. Двери имеют специальные резиновые уплотнения, защищающие кабину от воды и пыли. За спиной у водителя расположен аккумулятор.

Грузовая платформа закрывается тентом, каркасом для которого служат металлические дуги. Задний борт платформы откидной, по ее бокам размещаются складывающиеся сидения. Для отопления грузового отсека используется жидкостный обогреватель.

Двигатель и трансмиссия гусеничного вездехода ГАЗ-71

Изначально на ГТ-СМ был установлен бензиновый карбюраторный двигатель ЗМЗ-66 мощностью 115 л. с. Он имеет восемь цилиндров, и, по сути, является модификацией мотора грузовика ГАЗ-66. ЗМЗ-66 (или ГАЗ-71) оснащен штатным подогревателем, что облегчает его запуск при низких температурах.

Существует модификация ГАЗ-34039 с дизельным двигателем Д-245 (как на «Бычке»). Этот вариант вездехода выпускается и в наши дни.

ГАЗ-71 имеет механическую коробку передач с четырьмя ступенями и сухим сцеплением. По своей конструкции она аналогична КПП автомобиля ГАЗ-66.

Вездеход ГАЗ-71 способен преодолевать водные препятствия вплавь

Тормозная система и ходовая часть

Вездеход ГАЗ-71 имеет две ленточные тормозные системы – рабочую и стояночную. В состав ходовой части входит шесть опорных катков с резиновой амортизацией по каждой стороне, а также пары передних ведущих и задней пары направляющих катков. Подвеска – торсионная с гидравлическим амортизатором.

Модификации гусеничного вездехода ГАЗ-71

ГТ-СМ можно назвать базовой машиной, на основе которой стали разрабатываться новые модификации и специальные транспортные средства.

Вездеход ГАЗ-71 на службе у охотоведов

Дальнейшим развитием базовой модели стал вездеход ГАЗ-3403. Он получил более емкие топливные баки (93 литра вместо 75), новые тормозные ленты, также изменения были внесены в ходовую систему машины. ГАЗ-3403 выпускался с несколькими видами тента кузова. На базе этого вездехода было разработано несколько видов специальных транспортных средств. Все машины, созданные на базе ГАЗ-3403, имели КПП и раздатку от грузовика ГАЗ-66.

Наиболее известной и массовой модификаций ГТ-СМ стал дизельный вездеход ГАЗ-34039, производство которого продолжается и сегодня. Он получил более мощный и экономичный дизельный двигатель с турбонаддувом Д-245 и новую коробку передач. Точно такой же мотор устанавливается на грузовом автомобиле ЗИЛ-5301 «Бычок». Сцепление и КПП с пятью передачами были взяты от грузовика ГАЗ-33104 «Валдай». Благодаря таким нововведениям грузоподъемность вездехода повысилась до 1,5 т. ГаЗ-34039 можно от базовой модели можно отличить визуально: его воздухозаборник перенесен на левую сторону.

Для армии на базе ГАЗ-71 была создана модификация ГТ-МУ. Это авиадесантируемый вездеход с уменьшенными размерами и бронированным корпусом. Машина получилась очень маневренной, с невероятно живучим корпусом, но с быстрым износом гусениц и ходовой части из-за сильно возросшей массы бронированного корпуса. По этой же причине удельное давление гусениц на грунт увеличилось до 0,24.

Толщина брони составляет 4-6 мм, вездеход получил триплексы и фильтровентиляционную установку. Несколько изменилась и ходовая часть по сравнению с базовой модификацией – количество опорных катков уменьшилось до 5 штук на каждый борт. На базе ГТ-МУ было разработано несколько специальных машин для армии, включая артиллерийский тягач, санитарную машину и вездеход для химической разведки.

Технические характеристики вездехода ГАЗ-71

Модель ГАЗ-71
Макс. вес в рабочем состоянии, кг 3750
Длина, мм 5390
Ширина, мм 2582
Высота, мм 1740
Клиренс, мм 380
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,17
Грузоподъемность, кг 1000
Макс. скорость по шоссе, км/ч 50
Макс. скорость на плаву, км/ч 5-6
Двигатель ЗМЗ-66
Мощность, л. с. 115
Вместимость, чел. 10

Легендой советского машиностроения можно назвать вездеход ГАЗ-71. Его технические характеристики делают автомобиль востребованным до сегодняшнего дня, хотя машина выпускалась в период с конца 60-и до середины 80-х. Особенно актуально ее использование в северных регионах.

Области применения техники

В 60-е, с освоением труднодоступных северных и дальневосточных территорий, появилась надобность в принципиально новой технике, способной передвигаться по бездорожью и действовать в любых климатических условиях. Новая модель разрабатывалась на базе гусеничного транспортера ГАЗ-47, который ранее использовался для нужд армии и геологоразведки. Новый автомобиль, получивший название ГТСМ вездеход, отличался:

  • простотой конструкции;
  • экономичным обслуживанием;
  • высокой проходимостью в климатических и дорожных условиях любой сложности;
  • возможностью использования в диапазоне температур от минус 50 до плюс 40 градусов;
  • доступностью запасных частей.

Эти качества стали решающими для применения вездехода ГАЗ-71:

  • в поддержке геологоразведочных и научных экспедиций;
  • эвакуации раненых с места военных событий или катастроф;
  • доставке людей и грузов в труднодоступные районы;
  • для перевозки сверхтяжелых прицепов – до 2 т;
  • в нефтегазовой отрасли;
  • на охоте и рыбалке.

Технические характеристики вездехода

Корпус транспортера ГАЗ-71 герметично сварен из листовой стали и разделен на три части:

  • кабину;
  • силовой отсек;
  • грузовую платформу.

Несмотря на крупные габариты – 5,39х2,585х1,74 м, ГАЗ-71 отличается отличной маневренностью и достаточно высокой скоростью, превосходя свою базовую модель. Он свободно преодолевает болотистые местности и снежные завалы, может пересечь воду до 1,2 м глубиной и переплыть реку полуторакилометровой ширины со спокойным течением и пологими склонами.

Маневренность ГАЗ-71 в воде обеспечивается гидродинамическими кожухами, которые устанавливаются перед водной преградой. Плывет вездеход с помощью гусениц, которые вращаются бортовыми редукторами. Еще одной уникальной особенностью ГАЗ-71 является техническая возможность самовытаскивания в случае застревания.

Скорость движения зависит от состояния дороги, например:

  • на качественном дорожном покрытии вездеходный транспорт ГАЗ-71 может развить до 50 км/ч;
  • на болотистых участках – 12-18;
  • по глубокой снежной целине может ехать со скоростью 17;
  • в водном пространстве – до 6 км/ч.

В то же время, способность вездехода передвигаться по труднопроходимой местности требует немалого расхода топлива - на бездорожье ГАЗ-71 потребляет до 150 л на сотню км.

Поэтому ГАЗ-71 снабжен четырьмя топливными баками, расположенными по бокам платформы: первые три – емкостью по 232,5 л; четвертый – 77,5 л.

Полная заправка баков позволяет преодолеть до 500 км.

Остальные технические характеристики ГАЗ-71 также выгодно отличают его от первоначальной модификации.

Параметры двигателя

8-цилиндровый двигатель вездехода карбюраторного типа мощностью 115 л. с. функционирует на бензине А-76 или АИ-93. Рабочий объем составляет 4,25 л. Двигатель находится в едином отсеке:

  • с механической четырехступенчатой коробкой передач с четырьмя передними скоростями и одной задней;
  • дополнительной передачей;
  • раздаточной коробкой с двумя передачами;
  • однодисковым сухим сцеплением с одним диском;
  • тормозной системой со стальными двойными лентами;
  • помпой для откачивания воды.

Силовой агрегат закрыт со всех сторон съемными металлическими панелями, открывающими доступ к двигателю с двух сторон. Одна из последующих модификаций вездехода ГАЗ-71 была оснащена более экономичным дизельным двигателем.

Ходовая часть

Ходовая часть вездехода представлена:

  • двенадцатью опорными катками, которые поровну располагаются с обеих сторон;
  • гусеницами с резиновым покрытием;
  • двумя ведущими колесами;
  • гидравлическими амортизаторами, которыми снабжены задние и передние катки;
  • съемными снегоочистителями, которые используются в зимнее время для защиты от наледи.

Гусеницы образованы мелкими звеньями, которые имеют большую ширину по сравнению с исходным образцом. В каждой из них по 83 звена, соединенных стальными креплениями.

Кузов и кабина

ГАЗ-71 оборудован двухместной металлической кабиной, выполненной из цельного листового металла. Свидетельством высокой степени ее герметизации является полное отсутствие влаги в кабине даже после прохождения глубокой водной преграды. В кабине также предусмотрены:

  • резиновые уплотнители на боковых дверях и люках;
  • системы термо- и шумоизоляции;
  • механизм отопления.

Кузов выполнен в виде грузовой платформы с полумягкими откидными креслами для перевозки людей. В кузове работает отопительная система, предусмотрена также возможность монтирования на каркасе тента для защиты от непогоды. Имеется санитарное оборудование на случай необходимости эвакуации раненых.

На базе ГАЗ-71 позднее были разработаны более передовые модификации, предназначенные для различных целей. Несмотря на многолетний возраст машины, ее конструкция и сегодня востребована и интенсивно эксплуатируется.

Снегоболотоходный плавающий гусеничный транспортер с бензиновым двигателем, выпускался с 1967 г. Предназначался для перевозки людей и грузов в условиях бездорожья, в целинных и северных районах, а также для обслуживания различных экспедиций.
В настоящее время снят с производства.

Тип транспортера — Гусеничный
Вес транспортера в рабочем состоянии (с заправкой, инструментом и принадлежностями, без груза, дополнительного бензинового бака и водителя), кг — 3750 ±2,5%

Количество мест для сиденья:
в кабине — 2
на платформе — 10

Грузоподъемность платформы (при отсутствии пассажиров), кг — 1000

Габаритные размеры, мм:
длина — 5365
ширина — 2582
высота — 1740

Колея (расстояние между серединами гусениц), мм — 2180
База (расстояние между центрами крайних катков), мм — 3630
Дорожный просвет, мм — 380
Высота до центра ведущего зубчатого колеса, мм — 620
Высота до оси буксирного устройства, мм — 620
Погрузочная высота, мм — 1130
Наибольшая скорость по шоссе, км/ч — 50
Наибольшая скорость на воде, км/ч — 5-6

Двигатель

Тип — Бензиновый четырехтактный карбюраторный
Число цилиндров — 8
Расположение цилиндров — V-образное
Диаметр цилиндра, мм — 92
Ход поршня, мм — 80
Рабочий объем цилиндров, л — 4,25
Степень сжатия — 6,7
Наибольшая мощность (при 3200 об/мин), квт — 84,6 (115 л.с.)
Наибольший крутящий момент (при 2000-2500 об/мин), кГoм — 29

Силовая передача

Сцепление — Однодисковое сухое.
Коробка передач — механическая, с четырьмя передачами вперед и одной назад, с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах.
Раздаточная коробка — двухвальная, имеет две передачи - понижающую и повышающую (передаточные отношения 1,091: 1 и 0,7692: 1).
Карданная передача — Открытый безтрубчатый кардан на игольчатых подшипниках.
Главная передача — Пара конических шестерен со спиральными зубьями, смонтированных в алюминиевом картере (передаточное отношение 1,9: 1).
Бортовые фрикционы — Многодисковые сухие со стальными дисками (ведущих дисков 10, ведомых 9, нажимных пружин 14). Фрикционы выключаются поворотом отводки с кулачковым кольцом.
Тормоза — Ленточного типа, с наклепанной на стальную ленту медно-асбестовой тканью (ширина ленты 120 мм, наружный диаметр барабана 294 мм).
Бортовые передачи — Одноступенчатые с цилиндрическими шестернями (передаточное отношение бортовой передачи 4,22: 1). Соединительные муфты и полуоси Бортовые передачи соединены с главной передачей полуосями, имеющими зубчатые муфты на концах.

Движитель и подвеска

Тип подвески опорных катков и ленивцев — Независимая, торсионная. Торсионы правых и левых катков расположены по одной оси и помещены в трубы, идущие от борта к борту. Число опорных катков 12 (по 6 с каждого борта), из них 2 задних выполняют функцию ленивцев.
Торсионы — Цилиндрические со шлицевыми головками на концах.
Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия; установлены на передние опорные катки и ленивцы.
Опорные катки — Наружный диаметр 700 мм, ширина обода 85 мм.
Несущие ленивцы (задние катки) — Взаимозаменяемые с опорными катками.
Гусеничные цепи — Мелкозвенчатые (каждая цепь состоит из 83 звеньев, соединенных стальными пальцами диаметром 15,5 мм).
Ведущие колеса (звездочки) — Двойные, цевочного зацепления, расположены в передней части корпуса (число зубьев 12).
Снегоочиститель гусеницы — Съемный, устанавливается на кронштейне между первым катком и звездочкой.

Корпус, кабина, платформа

Корпус — Несущий, металлический, сварной.
Кабина — Металлическая, двухместная, с двумя наружными дверями и двумя люками в крыше.
Платформа — Металлическая, выполнена заодно с корпусом.
Буксирные приспособления — Два крюка спереди и буксирный прибор двухстороннего действия сзади.

Механизмы управления

Управление поворотом транспортера — Выключением бортовых фрикционов и торможением ведущих колес (осуществляется двумя рычагами управления).
Горный тормоз — Защелки на рычагах управления, фиксирующие рычаги в положении торможения.
Переключение передач — Качающимся рычагом.
Переключение раздаточной коробки — Качающимся рычагом.
Управление сцеплением — Педалью с гидравлическим приводом (расположена под левой ногой водителя).

Электрооборудование

Номинальное напряжение сети, В — 12.
Система проводки — Однопроводная, отрицательный полюс соединен с "массой".
Генератор — Постоянного тока типа Г130-Э1 (экранированный, шунтовый, 28 А).
Реле-регулятор — Типа РР-129.
Аккумуляторная батарея — Типа 6-СТ-68-ЭМЗ.
Катушка зажигания — Типа Б5-Л с добавочным сопротивлением, автоматически выключающимся при пуске двигателя стартером.
Распределитель зажигания — Типа Р105 с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором.
Стартер — Типа СТ130-Б с дистанционным включением.
Звуковой сигнал — Типа С-300, вибрационный.
Стеклоочиститель - Электрический с двумя щетками.

Заправочные емкости, л

Основные бензиновые баки (три) — 232,5
Запасной бак (один) — 77,5
Система охлаждения (с котлом подогревателя) — 30
Система смазки двигателя — 9,5
Масляный резервуар воздушного фильтра — 0,55
Картер коробки передач — 3
Картер раздаточной коробки — 1,2
Картер главной передачи — 3
Картеры бортовых передач (два) — 1,3 каждый
Ступицы опорных катков — 0,16 каждая
Ступицы катков ленивцев — 0,25 каждая
Дополнительный бачок для масла — 7
Амортизаторы (четыре) — 0,375 каждый
Картер редуктора привода вентилятора — 0,11
Система гидравлического привода выключения сцепления — 0,45 м
Питьевой бачок — 2