Пословицы о желании учиться. Учение — труд

Пословицы о желании учиться. Учение — труд
Пословицы о желании учиться. Учение — труд

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ученье да труд к славе ведут.

2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.

3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский Щерба и Виноградов.

4) Шум говор толпа людей - всё это было непривычно для Егора.

5) Оглянитесь вокруг и увидите столько нового и интересного.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим запятые во всех предложениях

1)Ученье да труд к славе ведут.

2)Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.

3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский, Щерба и Виноградов.(Попарно соединённые однородные подлежащие)

4)Шум, говор, толпа людей – всё это было непривычно для Егора.

5) Оглянитесь вокруг, и увидите столько нового и интересного - сложносочиненное предложение (глагольные формы разных наклонений не выступают в роли однородных членов простого предложения);

Правильный ответ указан под номером 3 и 5

Ответ: 35|53

Источник: РЕШУ ЕГЭ, РЕШУ ЕГЭ, РЕШУ ЕГЭ

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Друг, если Ты думаешь, что учиться - значит непрерывно «проглатывать» содержание школьного учебника, то ошибаешься. Учиться - значит получать новые знания и уметь ими пользоваться. «Век живи - век учись», - говорили наши предки, и Ты об этом всегда помни. А еще не забудь выучить несколько пословиц и поговорок об .

  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
  • Без муки нет и науки.
  • Была бы охота, а выучиться можно.
  • Век живи - век учись.
  • Грамота не болезнь, годы не уносит.
  • Грамоте учиться - вперед пригодится.
  • Для ученья нет старости.
  • Дурака учить - решетом воду носить.

  • Его учить, что по лесу с бороной ездить.
  • За ученого двух неученых дают и то не берут.
  • Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь.
  • Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
  • Красна птица перьем, а человек ученьем.
  • Без терпенья нет ученья.
  • Кто до ученья охоч, тому и Бог готов помочь.
  • Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

  • Мудрым никто не родился.
  • На берегу плавать не научишься.
  • На ошибках учатся.
  • Намучится – научится.
  • Наука – верней золотой поруки.
  • Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
  • Наука даром не дается – наука трудом берется.
  • Не учись до старости, а учись до смерти.
  • Неграмотный, что слепой.
  • Недоученный хуже неученого.

  • От умного научишься, от глупого разучишься.
  • Ученье – свет, а неученье - тьма.
  • Ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
  • Ученье да труд к славе ведут.
  • Учись доброму – так худое на ум не пойдет.
  • Учиться всегда пригодится.
  • Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду.

Пословицы и поговорки о знаниях

Люди ценили знания во все времена. Еще в Древней Греции принято было считать, что успешный человек - это тот, который имеет хорошие физические данные, - красивый, сильный и ловкий. Однако наряду с этим, греки ценили также ум и любознательность. Поэтому неудивительно, что одним из их любимых развлечений было разгадывание .
«Мир освещается солнцем, а человек знанием», - говорят в народе, о чем и следующая подборка пословиц и поговорок о знаниях.

  • Больше узнаешь - сильнее станешь.
  • Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.
  • Где нет знаний, там нет и смелости.
  • Догадка хороша, а знание лучше.
  • Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил.
  • Знаешь счет, так и сам сочтешь.
  • Знай больше, а говори меньше.
  • Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
  • Знание да наука на вороту не виснет.
  • Знание и мудрость украшают человека.
  • Знание лучше богатства.

  • Золото добывают из земли, а знания - из книги.
  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
  • Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
  • Кто много знает, с того много и спрашивается.
  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Легко забыть то, чего не знаешь.
  • Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
  • Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
  • Не гордись званием, а гордись знанием.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Человек без знаний - все равно, что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.

Пословицы и поговорки про ум и разум

Разум украшает человека. Вот почему в пословицах и поговорках постоянно говорится о том, что с ним не сравнится ни красота, ни сила. А как ценили люди ум и разум - узнавай со следующей подборки.

  • Живи с разумом, так и лекарей не надо.
  • С умным браниться – ума набраться, с дураком мириться – свой растерять.
  • С умом задумано, да без ума сделано.
  • Свой ум - царь в голове.
  • Ум за морем не купишь, коли его дома нет.
  • Ума палата, да денег ни гроша.
  • Умный любит учиться, а дурак учить.
  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

  • Умный сам по себе, а дураку Бог на помощь.
  • Уму до конца жизни учатся.
  • Учить - ум точить.
  • Чужим умом жизнь не познаешь и умнее не станешь.
  • Чужим умом жить - добра не нажить.
  • Чужой ум - не попутчик.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Ум да разум надоумят сразу.

  • В умной беседе - ума набираться, а в глупой - свой растерять.
  • Где ума не хватит, спроси у разума.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Живи всяк своим умом!
  • Сильный телом победит одного, сильный умом - тысячи.
  • С людьми советуйся, а своего ума не теряй.
  • С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.
  • Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

  • Борода длинна, да ум короток.
  • Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
  • Пора на ум наводить.
  • На ум взбрело.
  • Дураки ссорятся, умные договариваются.
  • Задним умом дела не поправишь.
  • Красота приглядится, а ум всегда пригодится.
  • Кто с умом спешит, тот всегда и во всём поспевает.

  • При разумном деле и голову уважают.
  • Птица хороша пером, а человек - умом.
  • Была пора, так не было ума; а пора ушла, и ум пришел.
  • Разок надоумить можно, а на век ума не дашь.
  • Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай.
  • Счастье тому бывает, кто в труде да ученье ума набирает.
  • Умный всегда в почете.
  • Насилу-то за ум взялся.

  • Умному и намека достаточно.
  • Чужим умом век не прожить.
  • Седина в бороду - ум в голову.
  • Книга - книгой, а своим умом двигай.
  • На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом.
  • На час ума не станет, а на век дураком прослывешь.
  • Каков разум, таковы и речи.

Задания A23 по русскому языку

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.

2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.

3) Ученье да труд всё перетрут.

4) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественноматематическими дисциплинами.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.

2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

3) Ответы вы можете дать в устной или письменной форме.

4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.

2) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.

3) Солнце - мощный источник как света и тепла так и других излучений.

4) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

2) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

3) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.

2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.

3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.

4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.

2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.

3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.

4) Писательский талант равно проявляет себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.

12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.

2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.

3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.

4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.

2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.

3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.

4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.

14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.

2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.

3) Во время Крымской кампании Л. Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.

4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.

2) Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.

3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.

4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.

16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.

4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.

2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.

3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.

19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.

20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

Для развития мышления необходимо учиться. Для этого существует школа. В течение тысячелетий люди учились преподавать и учиться. Еще сто лет назад считалось, что искусством письма способен овладеть не каждый. Теперь овладение чтением и письмом происходит как бы само собой. Тебе наверняка не раз приходилось дома слышать: "Нынче в школе проходят такие трудные вещи! Все так усложнилось!"
В самом деле, теперь уже в восьмилетней школе изучают то, о чем твои родители в школьные годы и не слышали. И неудивительно, если через несколько лет в пятом или шестом классе будут изучать такую математику, над которой сейчас приходится ломать голову студентам. Уровень преподавания возрос. Сейчас даже известно, как обучить детей чтению еще до того, как они научатся говорить. Но без преподавателей тебе вряд ли удастся многому научиться. Поэтому нужно ходить в школу.

И если какую-нибудь другую работу за тебя может сделать мама, то учиться за тебя никто не станет. Иначе, какая же польза от такого учения? Радуйся, что у тебя есть возможность ходить в школу. Почти половина детей в мире такой возможности не имеет. Эти дети не могут прочитать ни одной интересной книжки. Для них не пишут и таких книжек, как та, которую ты сейчас читаешь. Им было бы просто нечего с ней делать.

Взрослые часто называют учебу работой и они правы. Посещение школы - это работа. Трудная, но посильная. И как во всякой работе, в ней участвуют все органы: сердце, легкие, печень, мышцы, органы чувств (глаза, уши). Но учеба прежде всего - это деятельность мозга.

Сегодня всем кажется естественным, что сознание, мышление, память, воля и чувства являются проявлением деятельности головного мозга. Но к пониманию этого человечество пришло спустя несколько тысячелетий.

Четыре тысячи лет назад древние ассирийцы считали, что разум и чувства расположены в печени и в сердце. Еще и сегодня мы пользуемся выражением, в которых чувства и сердце соотнесены. Например, если речь идет о любви. По мнению же древних индусов, центром жизни являлся пуп, откуда якобы берут начало все нервы. Даже в древней Греции, где медицина достигла по тем временам высокого уровня, первоначально связывали мышление с диафрагмой, которая находится между брюшной полостью и грудной клеткой и участвует в процессе дыхания. И лишь в последние двести-триста лет путем многочисленных опытов и наблюдений пришли к выводу, что именно мозг регулирует деятельность человеческого организма.

Человеческий мозг - самый сложный из всех органов. Не имея мозга, мы не могли бы двигаться, видеть, слышать, говорить и мыслить. Мозг управляет всей деятельностью человека. Отсюда его крайне сложное строение и еще более сложные функции. Ученым и конструкторам удалось создать некоторые аппараты, которые могут временно заменять человеческие органы, например, искусственную почку или аппарат искусственного кровообращения. Создать же аппарат, способный заменить мозг, еще не удалось.

Даже самая умная из всех современных машин ЭВМ, т. е. электронно-вычислительная машина, по сравнению с человеческим мозгом очень примитивна. Внешняя часть мозга, которую называют корой головного мозга, состоит почти из пятнадцати миллиардов (15 000 000 000) нервных клеток. В коре твоего головного мозга нервных клеток почти в пять раз больше, чем людей на всем земном шаре. Кроме того, в мозгу имеется еще 140 миллиардов клеток соединительной ткани, которые образуют как бы складское помещение для нервных клеток. Посредством их нервные клетки получают пищу и все необходимое. Нервные клетки имеют отростки, при помощи которых они соединяются между собой. По этим отросткам доставляются в мозг сигналы и по ним же отдаются распоряжения всем органам и тканям. Если составить все нервные клетки человека в одну нить, то она протянулась бы от Земли до Луны..

Все миллиарды нервных клеток находятся в постоянной работе. В наши дни человек проникает в тайны атома и просторы космоса, делает плодоносными пустыни, побеждает страшные болезни и все это - результат деятельности органа мышления мозга.

Учитель: "Не представляю, как это один человек способен допустить в письменной работе такое количество ошибок?!"
Райво: "Вовсе не один, а двое. Мне помогал папа!"
"Почему ты до сих пор не исправил свои двойки?"
"Я старался, но мне это не удалось".
"Значит, плохо старался".
"Наоборот, даже слишком: протер в дневнике дырку!"
Учитель: "Надеюсь, я больше никогда не увижу, что ты списываешь!"
Саша: "Я тоже надеюсь".

Учитель математики: "Итак, мы пришли к выводу, что "X" равен нулю".

Малле: "Ох! Сколько мук, и все бестолку!"
Учительница: "С какой целью проводились экспедиции в Антарктиду?"
Аня, вздыхая: "Чтобы усложнить урок географии!"
Учительница обращается к ученикам: "Что напоминает по своей форме Италия?"
Лина поднимает руку и сообщает: "Резиновый сапог ".
"Почему же резиновый?" - спрашивает учительница. "Потому что Италия со всех сторон окружена водой!"
Учительница объясняет, что такое подлежащее и сказуемое. В это время Петя на последней парте мирно беседует.
"Скажи-ка нам, Петя, где находится подлежащее?" -спрашивает учительница.

Петя быстро вскакивает и выворачивает карманы: "У меня его нет!"

Пословицы и поговорки об учении возникли с тех самых пор как человек научился мыслить и выражать свои мысли словами. Они тонко подмечают роль силы знаний в жизни каждого.

Нужно учиться, чтобы многое увидеть и сделать в жизни, осознать свои возможности, выбрать путь, который принесет успех и удовольствие от работы

Лучшее в жизни достается людям знающим, умным, имеющим образование. Тяга к знаниям и дает тот самый "свет" в жизни. Свет - значит развитие, процветание, высокое качество жизни. Человек, который находит свое место в жизни должен научиться многому, узнать разное, чтобы определиться и понять к чему он расположен.

Без знаний жизнь подобна "тьме" - значит, наполнена необразованностью, глупостью. Без ученья и стараний невозможно стать достойным и счастливым человеком.

Но учение не просто дается, нужно приложить много усилий, чтобы много знать и уметь.

Пословицы и поговорки об учении

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Учение красота, а неучение слепота.

Ученье лучше богатства

Повторение - мать учения

Ученье и труд - все перетрут.

Учение да труд к славе ведут.

Учиться всегда пригодится.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без мученья нет ученья!

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Без учебы и труда не придет на стол еда.

Без учения вперед не пойдешь. (удм)

Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.

Больше узнаешь - сильнее станешь.

Век живи - век учись.

Всякому делу обученье надобно.

Где учение, там и умение.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Для учения нет старости.

Если сам недостаточно научился, не берись учить других. (чуваш)

Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто учится, тот полезное дело делает. (морд)

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Куй железо, пока горячо, - учись, пока молод. (морд)

Многое ученье трудов потребует.

Мудрено тому учить, чего сами не знаем.

Намучишься, так и научишься.

Не будешь учиться - знать ничего не будешь. (хакас)

Не выучившись сам, не берись учить других. (чуваш)

Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (татар, алт, туркм)

Не кичись, а учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Не учась, в люди не выйдешь.

Не учившись, человеком не будешь. (коми)

Небрежность в ученье - гибель в бою.

Оттого в люди пробился, что учился.

Пока талант получат, век учат.

Почитай учителя, как родителя.

Сам учиться иди и товарища за собой веди.

Свет земли - солнце, свет человека - учение. (осет)

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Тяжело учиться - легко жить. (морд)

Учение - источник знаний, знание - свет жизни. (казах)

Учение - путь к умению.

Учение - человеку ожерелье.

Учение в детстве, как резьба на камне.

Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.

Учение и труд к счастью ведут.

Учение к плохому не приведет. (морд)

Учение образует ум, а воспитание - нравы.

Учение требует призвания.

Ученику - удача, учителю - радость.

Ученого учить - лишь портить.

Ученому везде дорога.

Ученому и книги в руки.

Ученый (умный) водит, а неученый следом ходит.

Ученый везде почтеный.

Ученый идет, а неученый спотыкается.

Ученый сын старше неученого отца.

Ученье - красота, а неученье - сухота.

Ученье - красота, неученье - слепота.

Учить - ум точить.

Учиться никогда не поздно.

Человека украшает не одежда, а знание.